Невербальные проявления, которые необходимо избежать педагогу в его профессиональной деятельности
Жесты, позы педагога, которых необходимо избегать.
1. Руки спрятаны (за спину, в карманы). |
Напряженное восприятие ситуации. |
2. Руки скрещены на груди.
Лучше: когда руки раскрыты ладонями вверх. Такая поза демонстрирует искренность, открытость. |
Закрытость от информации, общения. |
3. Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы).
Лучше: если кисти рук будут расслаблены. Такая поза демонстрирует спокойствие. |
Защита, оборона. |
4. Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания. |
Неискренность, обман. |
5. Пощипывание переносицы. |
Напряжение. |
6. Педагог прикрывает рот рукой во время слушания. |
Сомнение, недоверие к учащемуся. |
7. Педагог не смотрит на ученика во время ответа ученика. |
Скрытность, утаивание своей позиции. |
8. Взгляд в сторону от ученика |
Сомнение, отсутствие интереса к мнению. |
9. Во время ответа ученика педагог слегка касается века, носа или уха. |
Недоверие к говорящему. |
10. Педагог начинает собирать бумаги на столе. |
Урок окончен или разговор окончен. |
11. Ноги или все тело педагога обращены к выходу |
Желание уйти. |
12. Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи. |
Превосходство, уверенность. |
13. Педагог жестикулирует сжатым кулаком. |
Демонстрация власти, угроза. |
14. Пиджак застегнут на все пуговицы.
Лучше: если пиджак расстегнут (или снят). Это демонстрирует открытость, дружеское расположение. |
Официальность, подчеркивание дистанции |
Можно принимать следующие позы.
1. Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку. В таком случае вы демонстрируете заинтересованность.
2. Голова слегка наклонена набок -внимательное слушание.
Не следует:
- хмурить брови;
- поджимать губы;
- изображать на лице ужас;
- топать ногой;
- ставить руки на бедра, скрещивать их на груди;
- принимать позу «Наполеона» (т.е. руки скрещены на груди);
- ударять кулаком по столу;
- снисходительно качать головой.
Немаловажное значение имеют тембр и громкость голоса, темп речи, интонации, паузы, смысловые ударения. Речь должна быть свободная и уверенная. Намеренное повышение голоса, равно как и специальное его понижение, раздражает. Играйте интонациями: их отсутствие - свидетельство того, что вы безразличны к тому, что говорите. Очень быстрый и очень медленный темп речи воспринимается большинством людей отрицательно. Поэтому для установления контактов полезно корректировать свой темп речи, соизмеряя его с темпом собеседника.
Неэффективность негативной установки, реализуемой педагогом в общении с учащимися