Словарь
Философия
Философия (любовь к мудрости) – это форма теоретического знания, которая изучает всеобщие универсальные законы бытия, общества, мышления и раскрывает смысл человеческого бытия.
Логос – учение, разум, закон, слово.
Космоцентризм – система философских взглядов, согласно которой мир воспринимается как космос.
Теоцентризм - философское учение, основанное на вере в бога.
Антропология – наука, изучающая человека.
Антропологизм – философское учение, основой которого является человек.
Гносеология – изучает проблему соотношения субъекта и объекта познания, структурные уровни и формы познавательного процесса, пути и методы достижения истинного знания.
Гносеологизм – сосредоточенность на проблеме теории познания.
Гносеологический оптимизм – уверенность в возможности получения достоверного знания.
Агностицизм – точка зрения в теории познания, отрицающая возможность достоверного познания мира.
Экзистенционализм – существование человека.
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире.
Позитивизм – философские школы, которые занимались философией науки.
Неотонизм – новое учение католической церкви.
Материализм – направление философии, утверждающее, что мир – это порождение объективного материального начала (субстанции).
Восприятие – познавательный процесс, создающий картину мира.
Субстанция – то, что лежит в основе бытия.
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.
Диалектика – теория развития всего сущего.
Идеализм – направление философии, которое утверждает, что мир есть порождение идеального духовного первоначала. Идеализм м.б. субъективным и объективным.
Субъективный идеализм – утверждает, что мир есть порождение индивидуального сознания субъекта либо его ощущений. Классик субъективного материализма – Дж. Беркли: “Мир есть комплекс моих ощущений; существовать для мира – значит быть мною вопринимаемым.”
Объективный идеализм – направление философии, утверждающее, что мир есть порождение объективного, безличного духовного первоначала. Бог – абсолютная идея.
Солипсизм – это точка зрения в теории познания, утверждающая, что реально существует один единственный познающий субъект, а мир – лишь его представление.
Античная философия
Космос – это живое, чувствующее, разумное, сферическое, прекрасное, божественное существо.
Формация – ступень развития.
Миф – это чувственное, образное, фантастическое отражение мира в сознании человека общинно-родовой формации.
Тотемизм – обожествление окружающих предметов и явлений природы (поклонение животным или растениям, солнцу, дождю, ветру и т.д).
Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам – фетишам (столбы, камни), которым приписываются сверхъестественные свойства.
Гротескные тела – это беспорядочное сочетание всего со всем. Примеры: сирена – птица+женщина, русалка, горгона, кентавр, сфинкс, минотавр – бык+мужчина.
Община – биологически связанные люди.
Интеллектуально-конструктивная модель космоса – модель космоса, созданная человеком
Эманация – развертывание, порождение.
Гилозоизм – «оживотворение» материи. (Фалес)
Архе – первоначало (например, апейрон у Анаксимандра)
Микрокосм – человек.
Элеаты – древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).
Идея (эйдос) – это вечное, духовное, совершенное первоначало. Это особый род духовного бытия.
Гиперурания – мир идей.
Акмэ – время творческого расцвета, равное 40-ка годам.
Панта Рей – все течет, все изменяется (Гераклид)
Софисты – древнегреческие платные преподаватели красноречия.
Софистика – искусство вести спор, искусство добиваться победы любой ценой, словословие, за которым нет глубины мысли.
Протагор – древнегреческий софист, сенсуалист. «"Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.
Зенон Элейский – древнегреческий философ, пытался выразить реальное движение в логике понятий, подверг скрупулезному анализу противоречия (апории), возникающие при попытке осмыслить движение.
Средневековая философия
Теоцентризм – безусловная вера в существование божественного абсолюта.
Герменевтика – истолкование, перевод, понимание (переводили древние тексты)
Монотеизм – идея единого, личностного, трансцендентного (не зависящего от природы) бога.
Политеизм – вера во многих богов.
Пантеизм – философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия..
Теизм – бог не зависит от природы, он творец мира.
Идея креационизма – идея творения богом мира из ничего, божестенным словом.
Провидение – оберегание от всех опасностей человека Богом.
Предопределение (из протестантизма) – Бог предопределяет определенного человека либо к спасению, либо к погибели, но мы этого не знаем; критерий богоизбранности – богатство).
Агапе – божественная любовь
Патристика – философия отцов церкви (апостолы, апологеты).
Апологеты – богословы, защищающие христианство от язычников.
Схоластика – школьная философия; развивалась в школах и передавалась от учителя к ученику.
Ретроспективность – взгляд в прошлое.
Традиционализм – следование традициям.
Следование канону – следование истине.
Полисемантизм – многозначность.
Гностицизм – наука о познании.
Манихейство – религиозное учение, представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов.
Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – стремление воссоздать в новых исторических условиях классические образцы античной культуры.
Гуманизм – выдвижение на первый план человека как главного деятеля истории и культуры.
Антропоцентризм – интерес к человеку и его деятельности.
Фатум – власть над человеком внеземных сил.
Паганизация – насыщение христианства античными, «языческими» морально-философскими идеями.
Субъективизм – восприятие мира через субъективное восприятие человека.
Неоплатонизм – античный, средневековый, возрожденческий. Античный – космологичен; средневековый – теологичен; возрожденческий – антропоцентричен.
Титанизм – беспредельность возможностей человека. Титаны эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. А также: стремление выйти за грани возможного – разгул страстей.
Модифицированный Ренессанс – то, что выходит за рамки Ренессанса. Например, Реформация с ее проклятиями искусству; Макиавелли с его проповедью бесчеловечного построения человеческого общества и т.д.
Никколо́ Макиаве́лли - итальянский мыслитель, сторонник сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде «Государь».
Р. Декарт
Рационализм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
Механици́зм — рассмотрение мира как механизма.
Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Cogito, ergo sum - «мыслю, следовательно, существую».
Картезиа́нство (от Картезий (лат. Cartesius) — латинизированного имени Декарта) - направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту.
Философия Нового времени
Секуляризация – отделение науки от религии.
Гносеология – теория познания.
Рационализм – направление в гносеологии, утверждающее, что разум является основным (но не единственным) источником достоверного знания о мире.
Эмпиризм – направление в гносеологии, утверждающее, что чувственный опыт является основным источником достоверного знания о мире.
Сенсуализм – чувства есть основной источник достоверного знания.
Деизм – утверждает формальную веру в бога, который является творцом мира, но при этом исключает божественное вмешательство в естественные законы природы.
Фрэнсис Бэкон
«Новая Атлантида» - произведение, в котором Бэкон выразил свои взгляды на социально-политическое устройство общество. Считал, что большую роль в государстве должна играть наука.
«Знание – сила» - Бэкон. Бэкон – основоположник материализма. Объект познания – природа; задача – истинное знание; цель знания – господство над природой. Исследователь похож на пчелу, собирающую нектар и перерабатывающий его в мед.
Индукция – движения от частного к общему. Бэкон говорил об «истинной индукции», основанную на фактах, подтверждающих вывод и опровергающих его.
Таблица положительных инстанций – содержит полное обозрение основных проявлений исследуемых свойств.
Таблица отрицательных инстанций – таблица отклонений и отсутствия наличия свойств.
Таблица прерогативных инстанций – таблица привилегированных случаев, по которой гипотеза проверяется на истинность.
Идолы – заблуждения по Бэкону. Бывают: идолы рода (обман ощущений); идолы пещеры (предрассудки конкретного человека; идолы рынка (продукт неверного словоупотребления); идол театра (продукт коллективного опыта, происходят из философских учений).
Бенедикт Де Спиноза
Субстанция – реальность, которая существует благодаря своим собственным внутренним основаниям и не зависит ни от какой иной внешней причины.
Атрибут – существенное и неотъемлемое свойство бога или субстанции.
Модус – реальность, которую порождают атрибуты.
Дефиниция – логическое определение. Спиноза дополнил интеллектуальную интуицию Декарта дефиницией. Не достаточно лишь интуитивного схватывания идеи. Необходимо его дополнить логическим определением, т.е. дефиницией.
Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Детерминизм - учение о взаимосвязи духовного и материального мира.
Томас Гоббс
Знаковая концепция языка (создал Гоббс) – образы-мысли исчезали бы, если не были бы закреплены в словах.
Дефиниция – точные определения слов, фиксирующие то их содержание, которого требует научный контекст.
Естественный закон – закон, основанный на разуме. Например, каждый должен добиваться мира всеми средствами, а если он не может получить мира, он может использовать все средства и преимущества войны; каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают.
Договор – перенос права одного человека на другого.
Естественное состояние – «война всех против всех».
Гражданское состояние – имеет место, когда люди отказываются от части своих прав ради обеспечения мира и безопасности.
Теория общественного договора – создание государства благодаря отказу человека от своих прав на все и переноса части своих прав на других.
Левиафан – чудовищный морской зверь. У Гоббса – олицетворение государства.
Джон Локк
Опыт – все, чем наполняется душа человека в течение всей индивидуальной жизни. Бывает внешний (дает природа) и внутренний (возникает в результате деятельности души).
Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Реальные сущности (первичные качества) – плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число.
Номинальные сущности (вторичные качества) – вкус, запах, звук, температурные качества. Их вторичность демонстрируется с помощью «винного аргумента» - одному вино кажется сладким, другому – кислым.
Простые идеи – неразложимые идеи. Могут быть получены из внешнего опыта и путем рефлексии.
Сложные идеи – комбинация простых идей, полученная путем ассоциации, соединения, отношения, обособления, сравнения, сопоставления, обобщения, абстрагирования.
Деизм – учение, утверждающее, что бог лишь создал мир; далее мир существует без участия бога. Ньютон сравнивал бога с часовщиком, который завел часы, а они идут дальше сами.
Гедонизм - тип этических учений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Локк считал, что единственной целью человека является счастье.
Ассоциация идей – неверные сочетания идей, свойственные душевнобольным и здоровым людям во время сновидений.
Эпоха Просвещения
«Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» - в доходчивой форме знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств, ремесел. Создатели: Д.Дидро, Д.Аламбер (Франция).
И. Кант
Космогония - учение о происхождении или о сотворении Вселенной.
Эмпирическое (апостериорное) знание – опытное знание. Оно случайно и не обладает качеством всеобщности, хотя дает истинное представление о действительности.
Априорное знание – доопытное знание.
Трансцендентальный – «перешагивающий границы», «сверхопытная сфера, подготавливающая возможности и условия априорного познания».
Трансцендентный – сверхчувственный. То, что находится по ту сторону природной реальности. Эта сфера, где находится бог, душа, бессмертие и свобода.
Аналитические суждения – не дают нового знания о предмете мысли, они лишь раскрывают содержание предмета мысли. Например, материальное тело протяженно.
Синтетическое суждение – дает новое знание о предмете. Могут быть эмпирическими и априорными.
Рассудок – это логическая способность связывания идей. Это способность получения выводного знания. Главная функция рассудка – синтез чувственного материала природы и априорных категорий рассудка.
Априорные категории рассудка - некое законоположение, которое мы не можем вывести из природы. Кант выделяет 12 основных категорий рассудка: 1) категории количества – единство, множество, цельность; 2) категории качества – реальность, отрицание, ограничение; 3) категории отношения – субстанция, причина и следствие, взаимодействие; 4) категории модальности – бытие, возможность, необходимость. На основе этих категорий (их сочетаний) образуется множество других категорий.
Трансцендентальное единство апперцепции - это самосознание человека.
Схематизмом чистых понятий рассудка – время, которое является средой, соединяющей чувственный материал и априорные категории.
Продуктивное воображение - интеллектуальная интуиция, или смекалка.
Явление (феномен) – это вещь, какой мы ее воспринимаем; вещь, несущая на себе печать априорных форм чувственности (пространство и время) и априорных категорий рассудка (качество, количество, отношение и модальность).
Вещь в себе (ноумен) имеет несколько значений: 1) сущность явлений; 2) природа, воздействующая на наши органы чувств; 3) предельная смысловая полнота знаний о предмете; 4) сфера трансцендентных, сверхприродных (сверхчувственных) сущностей, где находятся бог, душа, бессмертие, свобода.
Дуализм – и эмпиризм, и рационализм. Кант не является ни чистым эмпириком, ни чистым рационалистом. Он понимает ограниченность эмпиризма и рационализма. Он стремится к синтезу чувственного и рационального познания.
Агностицизм - позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности.
Онтология - раздел философии, изучающий бытие.
Антиномия – логически неразрешимое противоречие, тупик в познании.
Категорический императив – нравственный закон Канта.
Моральный поступок – поступок человека, действующего вопреки собственным интересам, уважая моральный закон.
Легальный поступок- поступок, в котором нет противостояния с внутренней склонностью человека.
Разум – высшая познавательная способность, которая руководит работой рассудка, которая устремляет наши познания к максимальной полноте, создает важнейшие идеи о мире, идею единства мира, Бога, души.
Чистый разум – научный, теоретический разум, который оперирует априорным знанием. Только априорные знания обеспечивают истинность наших знаний, всеобщность и необходимость.
Практический разум – этический разум, который принимает без всяких доказательств важнейшие постулаты: постулат Бога, бессмертия, свободы. Этот разум управляет поведением человека.
Априорное время – условие получения синтетических знаний в арифметике.
Гегель
Диалектика Гегеля – наука о развитии: тезис- антитезис-ситез (всеобщность – единичность – индивидуальность) и т.д.
Рациональная теология – учение, в котором существование Бога доказывается с помощью логики и аргументов разума.
Л. Фейербах
«Сущность христианства» - главное произведение Л.Фейербаха. «Тайна теологии заключена в антропологии» (учении о человеке) – ключевая фраза этого произведения.
Антропологический материализм – учение Л.Фейербаха, которой трактует основной вопрос философии как решение приоритета чувственного, телесного, физиологического начала в человеке над психическим и разумным началом.
Атрибут – неотъемлемое свойство.
Вульгарный материализм – учение, отождествляющее материю и сознание. «Человек есть то, что он есть», «Мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь».
А. Шопенгауэр
Апостериорное знание – знание, полученное из опыта.
Априорное знание – до-опытное знание.
Мировая воля – абсолютное первоначало бытия.
Относительная воля – воля, соотнесенная с какой-либо вещью.
Абсолютная (бессознательная) воля – возможна в эстетическом познании. Характеризуется отсутствием интереса.
Ф. Ницше
Нигилизм – негативность и пустота.
Воля к власти – присущее всему роду живых существ свойство.
Монизм - философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому началу.
«Так говорил Заратустра» - работа Ницше из 4 частей. В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».
Э. Гуссерль
Феноменология – философия, строгая наука – обоснование всякого научного знания.
Идеация – возможность непосредственного созерцания идеального.
Феноменологические редукции – инструменты феноменологии. Позволяют «выключить» реальный мир и перейти к сосредоточению на сознании.
Интенциональность – фундаментально свойство сознания, т.е. направленность сознания на предмет, который может быть не только реальным – вещью в пространстве и времени, но и идеальным – сущностью, значением.
Ноэзис – переживание сознания (картинка).
Ноэма – смысл переживания, указывающий на предмет (реальный или идеальный).
Интерсубъективный мир – мир, общих для меня и другого объективного субъекта.
Экзистензиалисты
Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Основная установка: существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, а потом определяется как личность.
Иррационали́зм — философские учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира.
Экзистенция – человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта.
Пограничные ситуации – предельные жизненные обстоятельства (например, человек перед лицом смерти), которые ставят человека перед необходимость выбора: например, за или против Бога.
Теория «проекта» (Сартр) – согласно этой теории индивид не задан самому себе, а проектирует себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость.
Абсурд – одна из фундаментальный категорий философии Камю: «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно». Абсурд и есть реальность.
Интерсубъектность – в философии Г.Марселя. Существование человека в представлении окружающих.
Гадамер
Герменевтика – изначально: искусство истолкования Библии; в 18-19 в. – объяснение чуда понимания. Сегодня изучает вопросы социального познания и его методов.
Прочие философские понятия
Бытие – философская категория, которая обозначает существование в мире. Бытию противостоит сознание.
Существование – одна из категория бытия.
Субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе. Обозначает объективную реальность. Это первопричина происходящего. Два вида субстанции: дух и материя.
Су́щность — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия.
Акциде́нция — философский термин, введенный Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.
Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Самосознание – осознание себя как особой и единой личности.
Архетипы (Юнг) – формальные образцы поведения.
Коллективное бессознательное – скрытые следу памяти человеческого прошлого: расовая и национальная история, дочеловеческое существование.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности.
Гипотеза лингивистической относительности – каждому языку соответствует своя логика мышления.
Антуан Арно и Клод Лансло – аббаты монастыря Пор-Рояль, авторы работы «Всеобщая рациональная грамматика»; утверждали, что цель языкознания – изучение логических принципов, лежащих в основе всех языков.
Познание – процесс приобретения и развития знания.
Сциентистские течения – гносеологические исследования, ориентированные на науку.
Антисциентистские течения – философско-религиозные направления, не ориентированные на науку.
Истина – соответствие знаний действительности.
Относительная истина - ограниченно верное знание о чем-либо.
Абсолютное знание – истина в конечной инстанции.
Заблуждение – нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Ложь – преднамеренное искажение действительности.
Агностицизм – учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира (И.Кант).
Синергетика – теория самоорганизующихся систем, наука о самоорганизации, рассматривающая вопросы единства и взаимосвязи природных и социальных явлений и процессов.
Общество – все, что создано людьми.
Культура – система норм и ценностей.
Цивилизация - стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. Цивилизация – смерть культуры.
Космизм – идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса.
Соборность – единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности.
Славянофилы – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада.
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути.