История создания «Вальдорфской педагогики»
В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления – антропософии. Согласно антропософии, физический мир – это лишь частичное отражение духовного мира, который и управляет всем через духовные существа и силы. Человек — это тело, душа и дух или система тонких тел. Духом человека управляет закон перевоплощения. В отдельной жизни человеческий дух проявляет самого себя с учётом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба.
Вальдорфская система образования
Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство — уникальный период в жизни человека, что родители не должны стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, насладиться прелестями раннего возраста. Поэтому Вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами, которые стремятся "ускорить" развитие.
Основные принципы работы
• создание атмосферы, благоприятной развитию
Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека.
• воспитание через подражание и пример
Все, чего мы хотим достичь в воспитании – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это прядение, шитье, ткачество, покраска шерсти и тканей.
Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, печенье на Рождество и т.д.
Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика, и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом, ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики.
При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.
Достигается естественная индивидуализация педагогического процесса – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
Вальдорфский детский сад можно назвать детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Каждый день на "свободную игру" отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время "свободной игры" дети играют сами, без воспитателя. Содержание игры определяется самими детьми. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.
Вальдорфские игрушки
На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов.
Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Игрушки по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.
В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так, в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.
Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.
• организация здорового ритма жизни группы;
Ритм – источник гармонии. Согласно теории Р. Штайнера, "ритм является носителем здоровья". Ритм дня составляют чередование фаз "вдоха" и "выдоха". Фаза "выдоха" – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре - сменяется фазой "вдоха", когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку.
Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе.
Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствуют повседневная жизнь вальдорфской группы, праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.
• занятия различными видами трудовой деятельности и различными искусствами (живопись, музыка, лепка и т.д.)
Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения"
Вальдорфские детские сады очень отличны от других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:
• запрет на раннее обучение (до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказачном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);
• запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка - источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств);
• запрет на всякую оценку ребенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу);
• следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:
• если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);
• если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);
• если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене)
Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
Плюсы детского сада по вальдорфской методике
• Отсутствие принуждения; уважение к личности ребенка и его свободному выбору.
• Воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия. Обучение новым навыкам происходит естественно и просто.
• Организация здорового ритма жизни группы. Замечено, что многие психологические проблемы и проблемы, связанные со здоровьем, могут быть решены при создании удобного, естественного ритма.
• Формирование разновозрастных групп.
• Создание пространства, способствующего развитию свободной игры, многообразная творческая активность детей.
• Эстетическое и эмоциональное развитие детей. Вальдорфская методика не только декларирует, но и кропотливо проводит работу по формированию эстетического взгляда на мир, развитию творческого начала в ребенке. Много внимания уделяется эмоциональному комфорту воспитанников. Ненавязчиво в труде воспитываются волевые качества личности.
Минусы детского сада по вальдорфской методике
• К какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, не одобряет ни одна из традиционных церквей. Хотя педагоги в саду никакого мировоззрения не навязывают.
• В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. Не имея подготовки, ребенку может быть трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу.
• В вальдорфских детских садах особенные игрушки: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Готовая фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги- вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) общества, или, что более вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, будет обречен вести двойную жизнь.
• Круг чтения в вальдорфском детском саду ограничен. К литературной авторской сказке (вроде «Мойдодыра»), рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится негативно. Кстати, истории детям не читают, а рассказывают, и чтение детям книг дома, а не их пересказывание, не слишком одобряется.
• Специфический режим пребывания в саду (неполный день) подойдет далеко не всем родителям, которые хотят выйти на работу.