Структура процесса усвоения знаний
а) дать характеристику основных этапов усвоения: восприятие - осмысление – закрепление- применение (20 мин.)
Восприятие
Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в осмыслении стимуляции сенсорных рецепторов.
Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — способность распознавать один и тот же объект на основе различающихся ощущений.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно относится к определённому классую
Факторы восприятия
Внешние: размер, интенсивность (в физическом или эмоциональном плане), контрастность (противоречие с окружением), движение, повторяемость, новизна и узнаваемость.
Внутренние: установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту; потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
Три механизма селективности восприятия:
принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее;
принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже;
принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Рекомендации педагогам
Устное объяснение нового материала следует начинать с мобилизации внимания учащихся к теме. Для этого учитель объявляет название темы, кратко указывает научное и практическое значение изучения её. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния учащихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими современными событиями и историческими фактами.
Полезно на доске писать план нового материала в виде трёх или четырёх вопросов. Во всех случаях необходимо новое связывать со старым.
Изложение должно быть доступным, популярным, занимательным. Во-вторых, изложение должно сопровождаться использованием наглядных пособий и показом на карте. Наглядные пособия дают возможность отвлечённое познание приближать к непосредственному предметному восприятию, благодаря которому изучаемый объект прочнее запечатлевается. В-третьих, учитель должен ставить себе целью провести урок на основе наибольшей активности учащихся. Так, можно построить объяснение в форме беседы, вопросно-ответного изложения. Опытные учителя посредством беседы поддерживают рабочее состояние класса на высоком уровне при объяснении нового материала.
Осмысление
ОСМЫСЛЕНИЕ - процесс понимания (осознания) смысла чего-либо. Смысл — сущность любого феномена. Смысл определяет место феномена в некоторой целостности, вводит отношения "часть-целое", делает его необходимым в качестве части этой целостности.
Закрепление
Путём высказываний или решения задач учащиеся повторяют то, что им преподано. Для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно однократного восприятия, необходимо восприятие повторить и через это усвоить.
В закреплении не учитель повторяет, а ученики. Здесь происходит не только повторение, но и активное воспроизведение учениками усвоенных ими знаний. Надо так ставить вопросы для закрепления, чтобы материал был повторен не в том порядке, в каком он излагался учителем, а в другом.
Значение закрепления объяснённых на уроке новых знаний состоит в следующем:
- Учитель посредством вопросов выделяет самое существенное в объяснённом материале,
- Повторное проверочное воспроизведение объяснённых знаний даёт возможность учителю убедиться, в какой степени ученики усвоили то, что им объяснялось.
- Закрепление даёт учителю возможность проверить целесообразность приёмов, которые он применяет при проведении урока. Если ученики плохо воспринимают, значит надо пересмотреть применяемые методы и испробовать другие.
Чем больше учеников будет опрошено при закреплении, тем более верные выводы могут быть сделаны о качестве усвоения новых знаний. Поэтому при словесном закреплении надо предпочитать фронтальное массовое повторение.
Применение
Как правило, состоит в решении более сложных задач, чем при закреплении.
Формирование общеучебных умений и навыков