Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Понятие цели воспитания

  1. Понятие цели воспитания.
  2. Разностороннее развитие личности как цель воспитания школьников.
  3. Общая программа воспитания и индивидуальное своеобразие личности.
  4. Цели воспитания в зарубежной педагогике (см. учебник Подласова – самостоятельно)

 

 

Понятие цели воспитания

 

Центральным звеном каждой пед. системы является вопрос о цели воспитания.

Что такое цель воспитания?

 

Что такое цель? Цель – конечный результат к-л деятельности.

 

Воспитание – конечный результат воспитательной деятельности. Но: сам процесс воспитания продолжается всегда, поэтому говорить о конечном результате воспитательной деятельности мы не можем. Мы можем говорить как о результатах в определенном хронологическом периоде – когда оканчивает младшую школу ребенок и т.д.

 

Таким образом, цель воспитания – идеальный образ результата, к достижению которого направлена воспитательная деятельность. Другими словами, это особое представление о качествах воспитуемого, на которые направлены воспитательные усилия. Мы можем говорить о целях воспитания в определенных хронологических границах.

 

Для реальной пед. практики этот идеальный образ не столь важен. Но почему воспитание – центр любой пед. системы? К.Д. Ушинский «Что сказать об архитекторе, который, закладывая фундамент, не знает, что он будет строить – дом или храм; что говорить о воспитателе, который не знает целей своей воспитательной деятельности…»

 

Так какова же роль воспитания в пед. теории.

  1. Бесцельного воспитания не существует, иначе это уже стихийное формирования. (Первый принцип воспитания – целенаправленность).

 

  1. Цель придает любой, в том числе и воспитательной деятельности, осмысленный характер. Она определяет все: содержание, организацию, формы и методы воспитания.

 

Если первые уроки не разрабатываются, если студента не контролируют методисты, спрашивают при разборе – каковы цели и задачи урока. Непредставление четкой цели урока – человек идет от содержания, которое учитель определил, но нужно четко поставить цель, и под эту цель подбирать и содержание, и формы, и методы.

 

Цели: подготовить к/р или развитие творческого потенциала детей. Будут два разных урока, хотя содержание одинаковое.

 

  1. Цель помогает находить оптимальные пути осуществления воспитания.

 

Если есть цель, можно выбрать кратчайший путь ее достижения.

 

Цель воспитания носит исторический характер. Существует многообразие целей: например, в школе иезуитов и медресе. Формулировки целей воспитания м. б. одинаковыми, но в разные времена под этими формулировками м. пониматься разные вещи. Например, «разностороннее гармоничное развитие личности» – у Аристотеля и у Роберта Оуэна. У Аристотеля разносторонне развитый человек – это человек, развитый в физическом, нравственном и умственном отношении, но воспитанный в презрении к труду. У Р. Оуэна – труд является основной целью и средством развития человека. Это не только декларируется в его работах, но и реализуются в его практической деятельности. У него была фабрика. Он соединил обучение с трудом.

 

Многообразие целей м.б. обнаружено не только при изучении разных эпох. Можно провести не вертикальный, а горизонтальный срез. Возьмем 2-ю половину 19 века. Рассмотрим америк., немец. и рус. педагогику. В Америке все большее влияние оказывают идеи Джона Дюи. Он говорит, что основная цель воспитания – это воспитания человека, наилучшим образом адаптированного к условиям свободного предпринимательства. Все методы и все содержание обучения соответствует этой цели. Нет жесткого содержания, содержание отбирается самими учениками – то, что им нужно. Учитель только направляет саморазвитие и удовлетворяет разнообразные потребности. И методы воспитания отличаются от тех, которые преобладают в других странах – нет вербальных методов обучения, все через делание – зачастую дети получают разнообразные, но не систематизированные знания.

 

В немецкой педагогике совершенно другая ситуация. Пример – Герберт. По Герберту цель воспитания – воспитание добродетельного человека, человека долга и воли, уважающего существующий правопорядок. Все методы и формы соответствуют этой цели. Для достижения этой цели Герберт допускает (иногда рекомендует) физические наказания.

 

Русская педагогика. Ст. м. Третьяковская. Библиотека им. Ушинского. Фонд редких (дореволюционных книг) – учебники педагогики. Учебник под. ред. Лесницкого (профессор кафедры педагогики). Что такое разносторонне развитая личность? Лесницкий говорит, что у человека м. выделить 5 способностей – способность животных наслаждений, эстетические, умственные, нравственные и духовные. Цель воспитания – такая совершенная личность, у которой гармонические развиты способности, а это достигается тогда, когда ни одни из них не развита за счет другой, и низшие из них д.б. подчинены низших. Например, культурный, но страшно голодный человек не будет есть кое-как и грязными руками. Так, физические потребности подчинены эстетическим. Умственные способности должны подчиняться нравственным способностям. Нет ничего страшнее умного, хорошо воспитанного негодяя. Это страшная, разрушающая сила.

 

Тихомиров, Ушинский. Центральным в нашей педагогике является идея нравственной составляющей. Правда, у разных педагогов разное понятие нравственности. У Тихомирова – это приверженность к самодержавному строю; у Ушинского – общечеловеческие ценности.

 

Таким образом, цель воспитания не задается искусственным путем. Она не существует раз и навсегда. Факторы, определяющие цель воспитания.

 

  1. Потребности общества. Понадобилась компьютерная грамотность – в школе ввели информатику как учебный предмет; главная идея правительства – инновации – вся система образования рассматривается под этим углом зрения, чтобы не было стагнации, чтобы выжить в мировой конкуренции.

 

  1. Идеология, политика государства.

 

Закона об образовании в СССР не было. Цель воспитания формулировалась в материалах партийных съездом. 27 съезд: это личность, которая наилучшим образом соединяет в себе умственное, физическое, нравственное воспитание, активный строитель коммунизма.

 

Но: меняется полит. строй, меняется школа. К власти пришли талибы – девочки перестали посещать школу, у мальчиков – религиозное и военное воспитание.

 

В Чечне введено религиозное воспитание – но это нарушение закона. По желанию родителей. Но: все занимаются, а что будет делать этот ребенок. Это непрофессионализм министра образования.

 

  1. Уровень цивилизации общества, его демократических характеристик.

Если в цели воспитания присутствует социальный заказ, то это общество тоталитарное; если преобладают потребности личности – высокий уровень демократических начал.

 

  1. Экономические возможности государства.

 

  1. Уровень развития педагогической науки и практики.

 

Надо различать пед. науку (разрабатывают пед. цели и т.д.) и документы правительства (посты занимают непедагоги).

 

Таким образом, цель воспитания отражает философские, экономические, полит., нравств., правов., эстетич., биологические представления о современном человеке. Причем в рамках одного общества эти представления могут существенно отличаться. Так, в Ирландии светские и религиозные школы. Но: пронизывает идея патриотизма.

 

Разностороннее развитие личности как цель воспитания школьников

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.