- Понятие цели воспитания.
- Разностороннее развитие личности как цель воспитания школьников.
- Общая программа воспитания и индивидуальное своеобразие личности.
- Цели воспитания в зарубежной педагогике (см. учебник Подласова – самостоятельно)
Понятие цели воспитания
Центральным звеном каждой пед. системы является вопрос о цели воспитания.
Что такое цель воспитания?
Что такое цель? Цель – конечный результат к-л деятельности.
Воспитание – конечный результат воспитательной деятельности. Но: сам процесс воспитания продолжается всегда, поэтому говорить о конечном результате воспитательной деятельности мы не можем. Мы можем говорить как о результатах в определенном хронологическом периоде – когда оканчивает младшую школу ребенок и т.д.
Таким образом, цель воспитания – идеальный образ результата, к достижению которого направлена воспитательная деятельность. Другими словами, это особое представление о качествах воспитуемого, на которые направлены воспитательные усилия. Мы можем говорить о целях воспитания в определенных хронологических границах.
Для реальной пед. практики этот идеальный образ не столь важен. Но почему воспитание – центр любой пед. системы? К.Д. Ушинский «Что сказать об архитекторе, который, закладывая фундамент, не знает, что он будет строить – дом или храм; что говорить о воспитателе, который не знает целей своей воспитательной деятельности…»
Так какова же роль воспитания в пед. теории.
- Бесцельного воспитания не существует, иначе это уже стихийное формирования. (Первый принцип воспитания – целенаправленность).
- Цель придает любой, в том числе и воспитательной деятельности, осмысленный характер. Она определяет все: содержание, организацию, формы и методы воспитания.
Если первые уроки не разрабатываются, если студента не контролируют методисты, спрашивают при разборе – каковы цели и задачи урока. Непредставление четкой цели урока – человек идет от содержания, которое учитель определил, но нужно четко поставить цель, и под эту цель подбирать и содержание, и формы, и методы.
Цели: подготовить к/р или развитие творческого потенциала детей. Будут два разных урока, хотя содержание одинаковое.
- Цель помогает находить оптимальные пути осуществления воспитания.
Если есть цель, можно выбрать кратчайший путь ее достижения.
Цель воспитания носит исторический характер. Существует многообразие целей: например, в школе иезуитов и медресе. Формулировки целей воспитания м. б. одинаковыми, но в разные времена под этими формулировками м. пониматься разные вещи. Например, «разностороннее гармоничное развитие личности» – у Аристотеля и у Роберта Оуэна. У Аристотеля разносторонне развитый человек – это человек, развитый в физическом, нравственном и умственном отношении, но воспитанный в презрении к труду. У Р. Оуэна – труд является основной целью и средством развития человека. Это не только декларируется в его работах, но и реализуются в его практической деятельности. У него была фабрика. Он соединил обучение с трудом.
Многообразие целей м.б. обнаружено не только при изучении разных эпох. Можно провести не вертикальный, а горизонтальный срез. Возьмем 2-ю половину 19 века. Рассмотрим америк., немец. и рус. педагогику. В Америке все большее влияние оказывают идеи Джона Дюи. Он говорит, что основная цель воспитания – это воспитания человека, наилучшим образом адаптированного к условиям свободного предпринимательства. Все методы и все содержание обучения соответствует этой цели. Нет жесткого содержания, содержание отбирается самими учениками – то, что им нужно. Учитель только направляет саморазвитие и удовлетворяет разнообразные потребности. И методы воспитания отличаются от тех, которые преобладают в других странах – нет вербальных методов обучения, все через делание – зачастую дети получают разнообразные, но не систематизированные знания.
В немецкой педагогике совершенно другая ситуация. Пример – Герберт. По Герберту цель воспитания – воспитание добродетельного человека, человека долга и воли, уважающего существующий правопорядок. Все методы и формы соответствуют этой цели. Для достижения этой цели Герберт допускает (иногда рекомендует) физические наказания.
Русская педагогика. Ст. м. Третьяковская. Библиотека им. Ушинского. Фонд редких (дореволюционных книг) – учебники педагогики. Учебник под. ред. Лесницкого (профессор кафедры педагогики). Что такое разносторонне развитая личность? Лесницкий говорит, что у человека м. выделить 5 способностей – способность животных наслаждений, эстетические, умственные, нравственные и духовные. Цель воспитания – такая совершенная личность, у которой гармонические развиты способности, а это достигается тогда, когда ни одни из них не развита за счет другой, и низшие из них д.б. подчинены низших. Например, культурный, но страшно голодный человек не будет есть кое-как и грязными руками. Так, физические потребности подчинены эстетическим. Умственные способности должны подчиняться нравственным способностям. Нет ничего страшнее умного, хорошо воспитанного негодяя. Это страшная, разрушающая сила.
Тихомиров, Ушинский. Центральным в нашей педагогике является идея нравственной составляющей. Правда, у разных педагогов разное понятие нравственности. У Тихомирова – это приверженность к самодержавному строю; у Ушинского – общечеловеческие ценности.
Таким образом, цель воспитания не задается искусственным путем. Она не существует раз и навсегда. Факторы, определяющие цель воспитания.
- Потребности общества. Понадобилась компьютерная грамотность – в школе ввели информатику как учебный предмет; главная идея правительства – инновации – вся система образования рассматривается под этим углом зрения, чтобы не было стагнации, чтобы выжить в мировой конкуренции.
- Идеология, политика государства.
Закона об образовании в СССР не было. Цель воспитания формулировалась в материалах партийных съездом. 27 съезд: это личность, которая наилучшим образом соединяет в себе умственное, физическое, нравственное воспитание, активный строитель коммунизма.
Но: меняется полит. строй, меняется школа. К власти пришли талибы – девочки перестали посещать школу, у мальчиков – религиозное и военное воспитание.
В Чечне введено религиозное воспитание – но это нарушение закона. По желанию родителей. Но: все занимаются, а что будет делать этот ребенок. Это непрофессионализм министра образования.
- Уровень цивилизации общества, его демократических характеристик.
Если в цели воспитания присутствует социальный заказ, то это общество тоталитарное; если преобладают потребности личности – высокий уровень демократических начал.
- Экономические возможности государства.
- Уровень развития педагогической науки и практики.
Надо различать пед. науку (разрабатывают пед. цели и т.д.) и документы правительства (посты занимают непедагоги).
Таким образом, цель воспитания отражает философские, экономические, полит., нравств., правов., эстетич., биологические представления о современном человеке. Причем в рамках одного общества эти представления могут существенно отличаться. Так, в Ирландии светские и религиозные школы. Но: пронизывает идея патриотизма.
Разностороннее развитие личности как цель воспитания школьников