I. Человек столько совершает и понимает в природе, насколько постиг ее делом или размышлением.
|
|
II. Чтобы ум совершенствовался, нужны орудия (рука тоже не имеет большой силы без орудий).
|
Вот только какие? Математика?
|
III. Знание = могущество. Природа побеждается только подчинением ей.
|
Знание – могущество. Очень верно, что природа побеждается только подчинением ей.
|
IV. Человек может только соединять и разъединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя.
|
Смотря какими инструментами пользоваться.
|
V. Природу изучают механики, математики, врачи, алхимики, маги, но их успехи слабы.
|
Это верно.
|
VI. Сделать невиданное можно только невиданными средствами.
|
Например, НЛО.
|
VII. Мало открыто законов природы. Все сделанное – комбинация немногих известных вещей.
|
Вероятно.
|
VIII. Все открытия были сделаны благодаря случаю и опыту, а не наукам. Науки не обладают методом открытия нового.
|
Наверное, опыт и случай немаловажны.
|
IX. Человеческий ум слаб и нуждается в помощи.
|
Точно.
|
X. Человеческие чувства и разум несовершенны и не могут оценить всю «тонкость» природы, поэтому созерцания, размышления и пр. – бессмысленны.
|
Наверное.
|
XI. Имеющиеся науки бесполезны для открытий, а имеющаяся логика бесполезна для открытия знаний.
|
|
XII. Настоящая логика вредна, т.к. она лишь укореняет заблуждения.
|
|
XIII. Силлогизм подчиняет себе мнения, а не предметы, и не может быть приложен к природе, т.к. не соответствует ее «тонкости».
|
|
XIV. Индукция – единственный метод познания, т.к. спутаны понятия, а следовательно, и слова, их обозначающие, и предложения, состоящие из слов, и силлогизмы, состоящие из предложений.
|
|
XV. Все понятия вымышлены и плохо определены, в них нет ничего здравого.
|
|
XVI. Более или менее явные понятия те, которые обозначают чувства и предметы (понятия низших видов). Остальные не имеют ничего общего с природой вещей.
|
Не согласен.
|
XVII. Не точны не только понятия, но и аксиомы (выведенные законы природы).
|
То, что мы учим, все точно.
|
XVIII. Сделанные наукой открытия – лишь понятия. Чтобы глубже проникнуть «в глубь… природы», необходима лучшая и более надежная работа разума.
|
|
XIX. Есть два пути отыскания истины: от ощущений и частностей – к наиболее общим аксиомам и через них - к средним аксиомам. Это обычный путь. Другой путь – непрерывное движение от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам. Это истинный путь.
|
Не вижу разницы.
|
XX. Дух, предоставленным себе, стремится подняться к наиболее общему, чтобы там успокоиться, и начинает пренебрегать опытом, т.е. идет по первому пути.
|
Не шел, не знаю.
|
XXI. Дух, предоставленным себе, если он «трезвый, терпеливый, упорный», пытается идти по второму пути, но с малым успехом, если ему не оказывается в этом помощь.
|
|
XXII. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо: один бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе.
|
|
XXIII. Между идолами человеческого ума (заблуждениями) и идеями божественного разума – огромное различие.
|
|
XXIV. Аксиомы, выведенные по второму методу, делают науки действенными.
|
|
XXV. Существующие аксиомы скудны; новое знание, не соответствующие аксиоме, пытаются подогнать под нее.
|
Так часто бывает.
|
XXVI. Применяемое для изучения природы познание поспешно и незрело. Бэкон предлагает называть его предвосхищение природы. Должное познание он предлагает называть истолкованием природы.
|
|
XXVII. С предвосхищениями согласны все.
|
С простым согласны все.
|
XXVIII. С предвосхищениями согласны все, т.к. они основаны на немногих, часто встречающихся примерах. Истолкования понять трудно, т.к. они почерпнуты из «разнообразных и далеко рассеянных вещей».
|
Это так.
|
XXIX. Пользоваться предвосхищениями и диалектикой можно только в науках, основанных на мнениях, т.к. их цель – достигнуть согласия, а не знания вещей.
|
Что же это за науки?
|
XXX. С помощью предвосхищений невозможно сделать серьезные открытия даже всем гениям, собранным вместе, т.к. «коренные ошибки» невозможно устранить ничем.
|
Ошибки в первом действии, действительно, трудно устранять.
|
XXXI. Чтобы движение вперед было более существенным, нужно обновить основы, а не прививать новое к старому.
|
Но и старое бывает полезным.
|
XXXII. Автор уважает старых авторов, т.к. он сравнивает не умственные познания, а лишь пути познания, и является не судьей, а указующим.
|
|
XXXIII. Нельзя «прибегать к суду того, что само подлежит суду», поэтому нельзя пользоваться предвосхищениями при выведении новых знаний.
|
|
XXXIV. Трудно объяснить новое, т.к. легко объяснять только тогда, когда есть аналогия со старым.
|
Правильно.
|
XXXV. Новое учение должно проникать в души постепенно, и только в те души, которые способны и готовы его принять.
|
Как и все учение вообще.
|
XXXVI. Единственный путь передачи нового метода – показать людям частности без искажений.
|
Как это сделать?
|
XXXVII. Автор говорит о некотором сходстве его рассуждений с рассуждениями тех, кто проповедовал акаталепсию (учение древнегреческих философов, отвергавшее уверенность в существовании чего бы то ни было). Но и разница существенна. Она состоит в том, что те отвергают все, а автор настаивает лишь на том, что старым путем можно познать немногое; те не признают разума и чувств, а автор доставляет им средства помощи.
|
Акаталепсия – новый термин.
|
XXXVIII. Истине препятствуют идолы и ложные понятия.
|
|
XXXIX. Есть четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.
|
|
XL. Изгнать идолы можно только с помощью подлинной дедукции. Но и знать эти идолы надо, чтобы с ними бороться.
|
|
XLI. Идолы природы - это предрассудки, коренящиеся в несовершенстве органов чувств, в ограниченности ума. Ум человека как неровное зеркало, которое, «примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
|
Красивое сравнение.
|
XLII. Идолы пещеры - заблуждения отдельного человека. У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая искажает свет природы. Происходит это от прирождённых свойств каждого, воспитания и бесед с другими, чтения книг и авторитетов, перед какими кто преклоняется, вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам.
|
Красивая аналогия с пещерой.
|
XLIII. Идолы площади – это продукт общения людей, главным образом, неверного словоупотребления.
|
А что неверного может быть в словах?
|
XLIV. Идолы театра – это заблуждения, пришедшие из разных философских учений.
|
Это возможно.
|
XLV. Человеческий ум находит порядок там, где его нет.
|
Вполне вероятно.
|
Вывод: Чувства и разум человека несовершенны. Чтобы выводить новые, истинные знания, нужны помощники, а именно - соответствующий метод, который позволит продвигаться в науке более быстрыми темпами. Таким методом является истинная индукция.
|
|