Ф. Бэкон «Новый Органон»
«Афоризмы об истолковании природы и царстве человека»
Конспект
I. Человек столько совершает и понимает в природе, насколько постиг ее делом или размышлением. |
|
II. Чтобы ум совершенствовался, нужны орудия (рука тоже не имеет большой силы без орудий). |
Вот только какие? Математика? |
III. Знание = могущество. Природа побеждается только подчинением ей. |
Знание – могущество. Очень верно, что природа побеждается только подчинением ей. |
IV. Человек может только соединять и разъединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя. |
Смотря какими инструментами пользоваться. |
V. Природу изучают механики, математики, врачи, алхимики, маги, но их успехи слабы. |
Это верно. |
VI. Сделать невиданное можно только невиданными средствами. |
Например, НЛО. |
VII. Мало открыто законов природы. Все сделанное – комбинация немногих известных вещей. |
Вероятно. |
VIII. Все открытия были сделаны благодаря случаю и опыту, а не наукам. Науки не обладают методом открытия нового. |
Наверное, опыт и случай немаловажны. |
IX. Человеческий ум слаб и нуждается в помощи. |
Точно. |
X. Человеческие чувства и разум несовершенны и не могут оценить всю «тонкость» природы, поэтому созерцания, размышления и пр. – бессмысленны. |
Наверное. |
XI. Имеющиеся науки бесполезны для открытий, а имеющаяся логика бесполезна для открытия знаний. |
|
XII. Настоящая логика вредна, т.к. она лишь укореняет заблуждения. |
|
XIII. Силлогизм подчиняет себе мнения, а не предметы, и не может быть приложен к природе, т.к. не соответствует ее «тонкости». |
|
XIV. Индукция – единственный метод познания, т.к. спутаны понятия, а следовательно, и слова, их обозначающие, и предложения, состоящие из слов, и силлогизмы, состоящие из предложений. |
|
XV. Все понятия вымышлены и плохо определены, в них нет ничего здравого. |
|
XVI. Более или менее явные понятия те, которые обозначают чувства и предметы (понятия низших видов). Остальные не имеют ничего общего с природой вещей. |
Не согласен. |
XVII. Не точны не только понятия, но и аксиомы (выведенные законы природы). |
То, что мы учим, все точно. |
XVIII. Сделанные наукой открытия – лишь понятия. Чтобы глубже проникнуть «в глубь… природы», необходима лучшая и более надежная работа разума. |
|
XIX. Есть два пути отыскания истины: от ощущений и частностей – к наиболее общим аксиомам и через них - к средним аксиомам. Это обычный путь. Другой путь – непрерывное движение от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам. Это истинный путь. |
Не вижу разницы. |
XX. Дух, предоставленным себе, стремится подняться к наиболее общему, чтобы там успокоиться, и начинает пренебрегать опытом, т.е. идет по первому пути. |
Не шел, не знаю. |
XXI. Дух, предоставленным себе, если он «трезвый, терпеливый, упорный», пытается идти по второму пути, но с малым успехом, если ему не оказывается в этом помощь. |
|
XXII. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо: один бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе. |
|
XXIII. Между идолами человеческого ума (заблуждениями) и идеями божественного разума – огромное различие. |
|
XXIV. Аксиомы, выведенные по второму методу, делают науки действенными. |
|
XXV. Существующие аксиомы скудны; новое знание, не соответствующие аксиоме, пытаются подогнать под нее. |
Так часто бывает. |
XXVI. Применяемое для изучения природы познание поспешно и незрело. Бэкон предлагает называть его предвосхищение природы. Должное познание он предлагает называть истолкованием природы. |
|
XXVII. С предвосхищениями согласны все. |
С простым согласны все. |
XXVIII. С предвосхищениями согласны все, т.к. они основаны на немногих, часто встречающихся примерах. Истолкования понять трудно, т.к. они почерпнуты из «разнообразных и далеко рассеянных вещей». |
Это так. |
XXIX. Пользоваться предвосхищениями и диалектикой можно только в науках, основанных на мнениях, т.к. их цель – достигнуть согласия, а не знания вещей. |
Что же это за науки? |
XXX. С помощью предвосхищений невозможно сделать серьезные открытия даже всем гениям, собранным вместе, т.к. «коренные ошибки» невозможно устранить ничем. |
Ошибки в первом действии, действительно, трудно устранять. |
XXXI. Чтобы движение вперед было более существенным, нужно обновить основы, а не прививать новое к старому. |
Но и старое бывает полезным. |
XXXII. Автор уважает старых авторов, т.к. он сравнивает не умственные познания, а лишь пути познания, и является не судьей, а указующим. |
|
XXXIII. Нельзя «прибегать к суду того, что само подлежит суду», поэтому нельзя пользоваться предвосхищениями при выведении новых знаний. |
|
XXXIV. Трудно объяснить новое, т.к. легко объяснять только тогда, когда есть аналогия со старым. |
Правильно. |
XXXV. Новое учение должно проникать в души постепенно, и только в те души, которые способны и готовы его принять. |
Как и все учение вообще. |
XXXVI. Единственный путь передачи нового метода – показать людям частности без искажений. |
Как это сделать? |
XXXVII. Автор говорит о некотором сходстве его рассуждений с рассуждениями тех, кто проповедовал акаталепсию (учение древнегреческих философов, отвергавшее уверенность в существовании чего бы то ни было). Но и разница существенна. Она состоит в том, что те отвергают все, а автор настаивает лишь на том, что старым путем можно познать немногое; те не признают разума и чувств, а автор доставляет им средства помощи. |
Акаталепсия – новый термин. |
XXXVIII. Истине препятствуют идолы и ложные понятия. |
|
XXXIX. Есть четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра. |
|
XL. Изгнать идолы можно только с помощью подлинной дедукции. Но и знать эти идолы надо, чтобы с ними бороться. |
|
XLI. Идолы природы - это предрассудки, коренящиеся в несовершенстве органов чувств, в ограниченности ума. Ум человека как неровное зеркало, которое, «примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». |
Красивое сравнение. |
XLII. Идолы пещеры - заблуждения отдельного человека. У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая искажает свет природы. Происходит это от прирождённых свойств каждого, воспитания и бесед с другими, чтения книг и авторитетов, перед какими кто преклоняется, вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. |
Красивая аналогия с пещерой. |
XLIII. Идолы площади – это продукт общения людей, главным образом, неверного словоупотребления. |
А что неверного может быть в словах? |
XLIV. Идолы театра – это заблуждения, пришедшие из разных философских учений. |
Это возможно. |
XLV. Человеческий ум находит порядок там, где его нет. |
Вполне вероятно. |
Вывод: Чувства и разум человека несовершенны. Чтобы выводить новые, истинные знания, нужны помощники, а именно - соответствующий метод, который позволит продвигаться в науке более быстрыми темпами. Таким методом является истинная индукция. |
|