Трудный школьник
- Кто такие трудные школьники.
- Кто входит в категорию трудных школьников.
- Какие категории трудных детей.
- Причины, которые приводят к тому, что дети попадают в категорию трудных.
- Основные формы и методы работы с такими детьми.
Трудный школьник – тот, кто представляет определенную трудность в воспитании (например, ведет себя так, как считает нужным, не согласуясь с нормами).
3 категории трудных детей
1. Дети, нуждающиеся в медицинской помощи (гиперактивные, психические отклонения).
2. Дети неуспевающие.
3. Дети педагогически запущенные.
Некоторые дети могут входить во все три категории.
Дети, требующие мед. помощи.
Это, прежде всего, дети с соматическими заболеваниями, с хроническими заболеваниями, дети с разнообразными неврозами (самое большое количество детей).
Работа с каждым трудным ребенком начинается с диагностики. Нужно понять, почему этот ребенок стал трудным. Например, дети с неврозами. Нужно выяснить факторы, провоцирующие эти неврозы. Прежде всего, это
1)семейные отношения
Скандалы в семье,
недостаток внимания,
стрессовая трагическая ситуация
2)ошибки воспитания
негибкость воспитания – «я сказал вот так, так и будет»,
гиперопека,
гиперсоциальность – родители воспринимают своего ребенка через призму социальных норм. «Вот такая молодежь ходит…»
неприятие ребенка (бывает папа, который не интересуется ребенком; такая же бывает мама; ребенок должен что-то сделать, чтобы его любили; если что-то не так – отойди от меня; непоследовательность родителей – мама выходит замуж, или рождается новый ребенок);
непоследовательность требований – то разрешают, то запрещают.
Если дети плохо себя ведут, они так борются за наше внимание.
Девочка сама себя наказывала – билась головой об стену.
Какие качества родителей провоцируют нервозность?
- Тревожность родителей: «Ой, не ходи, порежешься».
- Депрессивность родителей.
- Непоследовательность.
- Непредсказуемость.
Что рекомендуется для работы с детьми, требующими медицинской помощи (невротики)
- Работа психолога (игровая деятельность, если ребенку недоставало игрушек; рисунки – дети с заиканием и повышенным уровнем тревожности).
- Учитель:
- создать обстановку такую, чтобы ребенок не выглядел «белой вороной»;
- режим (таким детям нельзя переутомляться – не надо их оставлять на доп. занятия или 5-й и 6-й уроки; таких детей не надо спрашивать в конце урока);
- снижение требований – создание ситуации успеха.
Педагогически запущенные дети
Это дети, поведение которых выходит за рамки социальных норм. Они не развиты в нравственном плане.
Как работать с такими детьми: диагностика.
Причины запущенности:
- Школа. Формируется негативное отношение к учителям.
- Улица.
- Неблагоприятное семейное окружение.
- Мед. проблемы.
- Физическое развитие (очень раннее).
Как диагностировать причины того, как дети становятся трудными. У психологов есть спец. программа. Это специальная карта наблюдения. По 10 позициям проверяется ребенок: насколько у ребенка развито недоверие к новым людям, вещам и ситуациям (16 пунктов); депрессивность ребенка; проявляет враждебность к детям; пристает ли к более слабым детям; другие дети его не любят или любят; неугомонность; тревожность по отношению к взрослым и детям, уход в себя; умственная отсталость). Т.е. проводится комплексная проверка. Составляется карта, выявляется, над чем надо работать, и только потом проводится коррекционная работа.
Работа коррекционная строится по следующим направлениям:
- снятие внешних причин (например, не хочет идти в школу – не складываются отношения);
- изменение положение ребенка в группе (трудные дети не довольны своим положением в группе – как правило, это заниженная самооценка);
- формирование индивидуального опыта поведения (ребенок не научен гуманности, не умеет вести – нужно научить хорошему); например, в походе попросить помощь понести рюкзак девочки, которая натерла ногу.
- преодоление недостатков развития. Ликвидировать пробелы в знаниях.
- организация ведущей деятельности. Найти деятельность, к которой у ребенка есть интерес, в которой он мог бы реализоваться.
Карта:
- повышение чувства уверенности в себе;
- работа над умственным и физ. развитием;
- работа над внушаемостью – есть дети с повышенной внушаемостью. Они подвержены дурному влиянию. Есть методики, позволяющие уменьшить внушаемость. Чем больше уверенность ребенка в себе, тем меньше внушаемость.
- уменьшение конфликтогенной среды
Часто относишься к ребенку с душой, а он строит пакости. Ребенок может просто не доверять. Это своеобразная защита от нового. Надо попробовать понять, не сразу обижаться. Надо быть старше, умнее, терпеливее.