Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Методическая система обучения

Методическая система обучения 

 

Методическая система обучения включает 5 компонентов, которые могут быть взаимосвязаны по схеме Пышкало, а могут быть и иерархично связаны по схеме Кузнецова.

  • Цели;
  • Содержание;
  • Методы;
  • Организационные формы;
  • Средства обучения.

 

Остановимся на каждом из них.

 

Цели

Цели обучения – это сформулированные требования к результатам обучения. Достигнутые цели – это достигнутые образовательные результаты. Сейчас цели – это требования к личностным, метапредметным и предметным обр. результатам.

 

Цели также представляют иерархическую систему.

Цели образования вообще – максимальное развитие каждого человека (каждой личности).

 

Далее переходим на виды образования: общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (среднее профессиональное и высшее профессиональное – бакалавриат, специалитет, магистратура, послевузовское образование), дополнительное.

 

Цели профессиональное образования – подготовка специалистов по выбранному направлению специализации.

Цели дополнительного образования – получение образования в рамках сферы своих интересов.

Цели общего образования – всестороннее развитие личности (общее инвариантное образование, т.е. оно общее для всех, всестороннее).

 

Всестороннее развитие личности прописывается через структуру личности: когнитивное (познавательные обр. результаты), операциональное (метапредметные обр. результаты) и мотивационное (личностные образовательные результаты).

 

Типологические свойства характера у детей разного возраста разные, и разные ведущие виды деятельности. Ведущим видом деятельности у младших школьников является игровая деятельность. Для основной школы основная деятельность – общение (друг перед другом выпендриваются, стараются самоутвердиться). В старшем звене –исследовательская, познавательная деятельность. Но это так говорят психологи – так, некоторых детей игровая деятельность будет и в основной школе.

 

Т.о., цели общего образования делятся по ступеням – прописаны во ФГОСах.

 

Цели обучения обусловлены потребностями государства, общества и личности. Раньше брали только общество. Оказалось, что потребности у государства, общества и личности совершенно разные. Например, государству нужны экономисты, а обществу – гуманные и морально устойчивые специалисты; личности – у каждой личности свои потребности образовательные (кто-то хочет быть учителем, кто-то программистом, кто-то хочет продлить свое образование и расшить кругозор и т.д.). Все это соединяем и получаем три вида образовательных результатов, которые сформированы во ФГОСе.

 

Игнорировать потребности каждого ребенка нельзя. Система образования – это сфера услуг, поэтому нужно удовлетворять потребности клиента. Здесь многое еще зависит от учителя – надо уметь заинтересовать.

 

Далее цели дифференцируем по предметам. Схема такая же. Сначала цели вообще, т.е. что дает информатика. В процессе изучения информатики происходят изменения в когнитивном, операциональном и мотивационном планах личности. Цели выводятся из объекта, предмета науки, объекта учебной дисциплины, предмета учебной дисциплины (определяется объектом учебной дисциплины и целями и задачами общего образования).

 

Далее – по ступеням образования. Цели обучения информатике в начальной, основной и старшей школе (на базовом и углубленном уровне). Они сформулированы во ФГОСах.

 

Содержание обучения

Цели обучения – требования к образовательным результатам, которые записаны во ФГОСах. Эти требования сформулированы в деятельностной форме, т.е. это то, что ребенок должен делать. Но деятельность не бывает беспредметной. Мы оперируем словами, терминами, законами, теоремами и т.д. Поэтому чтобы выполнять цели (виды учебной деятельности), нужны знания и способы деятельности. Следовательно, содержание обучения – это знания и способы деятельности. При этом каждая дидактическая единица (т.е. каждый урок) должен формировать новые знания и новые способы деятельности. Поэтому содержание обучение – это не просто знания и способы деятельности, а новые знания и способы деятельности.

 

В предыдущей практической работе (№ 5) мы выделяли основные понятия, которые необходимы были для того или иного вида информационной учебной деятельности. При этом содержание обучения информатике в системе школьного образования выстраивается по спирали.

 

В начальной школе – это пропедевтическое содержание обучения (пропедевтика – подготовка). В основной школе – это базовое содержание обучения информатике как основа дальнейшей профилизации содержания обучения информатике. В основной школе – нужно пройти все; это основа. В старшей школе речь идет о том, что каждый ребенок сосредотачивает внимание на своем разделе в соответствии с выбранным профилем обучения. Т.е. в старшем звене изучение информатики - в соответствии с выбранным профилем (на базовом или углубленном уровне).

 

В ВУЗах пойдет дальнейшая дифференциация.

 

Сегодня образовательный процесс выстраивается от целей обучения к содержанию. Цели – это планируемый образовательный результат; далее результат ФГОСа  конкретизируется; далее к каждому результату – виды учебной деятельности; под виды учебной деятельности – какие понятия мы усваиваем. Так мы определяем новые понятия, термины, знания и соответственно новые способы деятельности, что и составляет содержание обучения. Раньше наоборот: было задано минимум содержания. Но оказалось, что если идти от содержания целей, то не обеспечивается гарантия достижения результатов.

 

Сейчас учителя задают вопросы. Содержание всех учебников разное. Значит, будут разные образовательные результаты. Но: сейчас учебник – не основа для выбора содержания. Учебник – средство в поддержку образовательного процесса, предусмотренного ФГОС.

 

Расписывает образовательные результаты, уточненные образовательные результаты, виды деятельности (см. работу 4). 

Нужно придумать идею, на основе которой выстраивать содержание обучения. Например, переход от естественных информационных процессов к искусственным информационным технологиям.

 

Постарались минимизировать набор учебников федерального перечня, т.к. учитель должен знать все учебники из федерального перечня – на аттестации могут спросить, о чем речь в том или ином учебнике. Когда создавался перечень – каждый автор придерживался своей идеи. Например, по Бешенкову (1-й подход – см. семинар № 5).

 

/*По семинару № 5. Идея перехода от информационных процессов к искусственным информационным технологиям. Многие инф. процессы можно автоматизировать. Все, что нас окружает – это информация (видим, слышим, говорим, сохраняем) – это все информация. Но информация проявляется в информационных процессах (передаем, воспринимаем, сохраняем, защищаем и т.д.). Т.о., мы живем в мире информационных процессов. Для того, чтобы их изучать, нужно их как-то описать. Т.о., представление информации - изучается во втором разделе. Причем мы учим представлять не только в виде графа, дерева, таблицы, схемы, чертежа и т.д., но и обобщать, систематизировать информацию. Но: самая эффективная форма представления информации - в виде нулей и единиц. /Чем меньше алфавит, тем большая однозначность. Например, с точки зрения качества передачи информации – есть сигнал, нет сигнала. Если что-то нарушилось, то тоже легко отследить./ Если мы представили информацию, то это называется моделью (моделирование). Но моделирование не материальное, а знаковое (информационное моделирование). Моделирование состоит из нескольких этапов: выделение объекта исследования, выделение наиболее существенных его свойств, определение наиболее эффективной формы представления информации, исследование поведения модели, проверка ее на адекватность поставленным целям, проверка на непротиворечивость и т.д. Модели бывают статические (информационная модель объекта) и динамические (модели поведения исполнителя). Динамическая модель – алгоритм. Алгоритмы могут быть описаны по-разному: блок-схемой, текстом, таблицей, графом. С точки зрения автоматизации очень важно знать ЯП. Поэтому раздел называется алгоритмизацией и программированием (но часто убирают, т.к. программирование является частью алгоритмизации). Алгоритм – функция. Т.е. преобразование любой информации – это функция. Сложную функция, представленная в двоичном виде, всегда можно представить в виде трех логических операций – конъюнкции, дизъюнкции, отрицания. Если мы придумаем техническую реализацию данных трех операций, то можно построить универсальное техническое устройство для обработки любого типа информации. Пятый раздел - компьютер. Принципы построения компьютера (архитектура Фон-Неймана). Пользователю сейчас не нужно писать информацию в виде нулей и единиц. Сейчас существуют программы, которые переводят в нули и единицы, а обратно передают нам то, что нужно. Далее рассматриваем, как программное обеспечение развивается (тут же рассматриваем типологию программного обеспечения). Целенаправленная организация информационных процессов – это есть информационная технология. Редактор – это усеченная функция. Когда более широкие функции – это текстовый процессор. Это все информационные технологии, реализованные в компьютере, т.е. искусственные информационные процессы. Уже человек не участвует в этих процессах. В разделе информационных технологий начинаем рассматривать макроинформационные технологии. В компе – микроинформационные технологии. Для решения задачи часть берем на себя. Допустим, хочу спроектировать дачу. Частично функции я передаю себе (какие посадки и т.д.), а частично – компьютеру (рассчитать смету для строительства дачи). Решение всей задачи – это макротехнология. А микротехнология – это средство для решения задачи. Поэтому правильнее говорить – использование средств информационных технологий для решения задачи. Задачи бывают глобальными. Поэтому часто говорят о глобальной информационной технологии, которая реализована в интернете. */

 

Далее начинаем распределять дидактические единицы (группировать) так, как нужно, т.е. группировать расписанные уточненные образовательные результаты и виды деятельности по соответствующим разделам. В стандарте не устанавливается последовательность изучения материала. В нем передан только перечень требований. Последовательность будет зависеть от логики содержания курса. Главное - чтобы все требования были реализованы. Игнорировать ничего нельзя. Убирать ничего нельзя, а добавлять можно (примерно 25 %). Но сильно много нельзя добавлять, а то дети не унесут.

 

Методы обучения

В зависимости от того, какое содержание. Допустим, разбираем поисковые системы. Сразу представляем, как будет проходить урок. Или тема: информационные процессы в жизни человека. Учитель по-разному организует образовательный процесс. В первом случае – сели за компы, нашли браузер, попытаемся найти какую-то информацию. Во втором случае – объяснительно-иллюстративный метод (где и как используются информационные процессы, примеры из жизни).

 

Метод обучения – это способ взаимодействия преподавателя и учащихся на достижение поставленной цели.

 

Существуют разные классификации методов обучения с точки зрения дидактики.

По Лернеру-Скаткину след. классификация:

  1. Объяснительно-иллюстративные методы;
  2. Репродуктивные;
  3. Продуктивные;
  4. Творческие.

 

Типология по Бабанскому:

  1. Словесные методы (беседа, лекция, консультация, рассказ).
  1. Практические работы (лабораторные работы, решение заданий, выполнение практических заданий).
  2. Контроль (текущий, итоговый, первичный и т.д).

 

Есть еще методы обучения по видам аналитической деятельности (по анализ, синтезу, обобщению, классификции и пр.).

 

Современные методы обучения – по включенности обучающегося в образовательный процесс. Это проблемные методы.

 

Когда мы говорим о различных методах обучения и о приоритетах того или иного метода обучения, мы говорим о системно-деятельностном подходе.

 

Системно-деятельностный подход в образовании

Существуют разные подходы к организации образовательного процесса. Раньше существовали знаниевый, личностно-ориентированный (Киманский, Зимняя и т.д.), культурологический (Бабанский, Краевский), компетентностный подходы и т.д. Деятельностный подход существует уже более 100 лет. Возник еще от ВыгОдского.

 

Когда возникают новые документы, нужно придумать что-то новое. У нас - ФГОС ВПО (с 2009 года), а в будущем - ФГОС ВО. Уже утвержден ФГОС ВО. 2004 год - был ГОС.

 

Системно-деятельностный подход – объединение двух подходов: деятельностного и системного. Любой объект рассматриваем как систему: делим на компоненты, как они взаимосвязаны и т.д.

 

Структура учебной деятельности: учебная задача, учебные потребности, мотивы, выполнение учебной задачи, формирование навыков, оценивание (рефлексия).

 

Системно-деятельностный подход объединяет все подходы: и личностный подход (развитие личности каждого ребенка), и культурологический (как передача накопленного человечеством опыта), компетентностный подход (знания в действии, фактически это тоже деятельностный подход, но с учетом знаний).

 

В СДП будет меняться структура образовательного процесса. СДП (системно-деятельностный подход) лежит в основе (выступает методологической основой) построения ФГОС ОО (общего образования).

 

Основные этапы организации образовательного процесса на основе СДП.

  1. Мотивационный;
  2. Содержательный;
  3. Технологический;
  4. Оценочно-рефлексивный.

 

Главная задача организации образовательного процесса – это побудить детей получать новые знания самостоятельно. Ничего не дается в готовом виде. Надо: сформулировать проблему, далее дети начинают думать, как проблему решить, т.е. дети должны осознать, что у них не хватает знаний, способов деятельности. Ребенок начинают искать пути, пытается изучить, получить новые знания и способы деятельности. Это содержательный этап. Если неправильно решил (оценочно-рефлексивный этап), ищет новые решения. Так по кругу. Это - технологический этап. В результате формируются новые знания и способы деятельности. Это суть СДП. Главное у учителя - смотивировать, сформировать потребность решения проблемы. Решил! Как решил? А тут ты учел? Ах, нет! Учитывай! Пошел, учитывает.

 

Психологи говорят, что запрещено учителю объяснить новую тему. Но дети бывают с разными возможностями и интересами, да и предмет может быть разный. Поэтому говорить, что проблемный метод подходит для всех, нельзя. Некоторых детей можно до очень высокого уровня довести тренажем (репродуктивный метод).

 

Организационные формы

Работа может быть фронтальная, групповая, индивидуальная.

Лекция, практика также относятся к организационным формам.

 

Многие исследователи расходятся в понимании, является ли самостоятельная работа методом обучения или организационной формой.

 

Основным типом организационной формы сегодня является урок. Но: классно-урочная система подвержена критике. Тем не менее на сегодня пока что урок является одной из основных организационных форм. Уроки делятся по типологии (см. педагогику).

 

Кроме урочных форм бывают внеурочные формы (делятся по предмету, месту нахождения, времени, по количеству индивидуальных консультаций и пр.).

 

Средства обучения

Основным средством обучения является задача (средства обучения делятся на печатные, электронные и материально-технические).

 

Средства обучения: столы, стулья, учебники, задачники, энциклопедии и т.д.

 

Научные основы профессиональной деятельности учителя

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.