Содержание и способы подачи домашнего задания
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое- то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский метод. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос.
Классификация творческих домашних заданий
По содержанию |
По виду деятельности |
По уровню оформления |
Вопросник Кроссворд Макет, модель Ребус Сообщение Доклад Сочинение Реферат Исследование Эссе |
Индивидуальная Парная Мелкогрупповая (3–7 чел) Групповая (10–15 чел) Коллективная
|
Рабочая (в тетради, «с листа»…). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…): буклет; брошюра; газета; альбом. |
Основные цели творческого домашнего задания:
Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
Научить выделять главное из общей информации.
Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
Воспитание эстетической культуры.
Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма творческого домашнего задания: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения творческого домашнего задания: не менее недели.