Проблемы использования средств ИКТ в образовательном процессе
С помощью ИКТ нельзя решить все проблемы на уроках. Какие проблемы можно решить?
На что мы должны обращать внимание на уроках:
1)На успеваемость;
2)Дисциплину;
3)Шохов сказал, что главное - здоровье детей.
Книга:
Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: “за и против”.
- Москва (М.): АРКТИ, 2005 год – 192 стр. Писал книгу кандидат психологических наук. Проводил эксперименты в США. Писал рассказы о различных уроках, которые он посетил, причем рассказывал, как исправить проблемы на уроке.
Цитата на книге: «Потенциал компьютера в получении образования намного выше, чем любого предшествующего изобретения, включая книги» (из журнала Times, 1985 г.)
«Молчаливая и до боли оптимистичная вера американцев, что удивительные технологии сделают жизнь лучше столкнулась с жестокой действительностью» (из журнала Times, но - 2005 год). Вывод: компьютеры не могут решить все проблемы на уроке.
Проблемы
Последствия медицинского характера (физиологическое здоровье) –
1. Зрение. - Если сидишь за монитором, меньше моргаешь. - Если смотришь в пространство, есть точки сходимости. В мониторе нет точек сходимости. - Когда читаю, смотрю вниз; когда на монитор – смотрю вперед. Это тоже плохо.
2. Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата.
3. Статическое электричество. Много пыли за счет статического электричества. Это плохо для здоровья.
4. Недостаток физических упражнений. Это бывает также причиной стресса, может вызывать гиперактивность. Можно просто сесть рядом с этим ребенком, и он начнет заниматься. |
Последствия психолого-педагогического характера
1. Иллюзия реальности событий, происходящих в виртуальном мире.
2. Отчуждение между людьми. Замена партнера на кибер-партнера.
3. Владение языком. Связано с тем, на сколько человек может слушать, понимать, что ему говорят, выражать адекватные идеи.
4. Симптомы аутизма.
5. Подверженность стрессу, гиперактивность в связи с недостатком нагрузки.
6. Интернет-зависимость. Мы делаем сайты, вдруг это все исчезает – психологическая проблема.
7. Изменение эмоциональных ощущений. Можем неадекватно реагировать на какие-то вещи. Если играешь все время в стрелялки, перестаешь бояться.
|
Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
Во многих случаях использование современных средств ИКТ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.
Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие «личность». Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:
мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;
гуманное отношение к обучаемому.
Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:
принцип самоценности индивидуума;
принцип определенности школьника как активного субъекта познания;
принцип социализации обучаемого;
принцип опоры на субъективный опыт школьника;
принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;
принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;
принцип развития коммуникативных способностей личности.
Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.
Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения.
Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.
Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.
Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ для общего среднего образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:
темперамент и волевые качества,
особенности мышления,
особенности восприятия, памяти, внимания,
мотивация,
самооценка,
уровни притязаний.
Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.
___________________________________________________
Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе общего среднего образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:
требование гуманного отношения к школьнику, признания его самоценности;
требование индивидуализации и дифференциации обучения;
требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;
требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;
требование учета субъективного опыта каждого школьника;
требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;
требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;
требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;
требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.