Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Характеристика некоторых методов обучения

Характеристика некоторых методов обучения

 

Дадим краткую характеристику этих методов.

 

Рассказ – живая образная форма изложения, обычно используется для изучения материала, в котором преобладают факты. Рассказ должен быть эмоциональным, изложение должно опираться на научные факты и практический опыт учащихся. Должен подводить учащихся к необходимым выводам. Должен содержать элементы личной оценки преподаватели к изучаемым фактам и тому материалу, который учитель сообщает. Продолжительность рассказа зависит от возраста. В младших классах – 15 минут, в старших – 45 минут (это скорее лекция с элементами рассказа). Когда мы можем использовать рассказ в старших классах? Когда говорим о системах счисления, даем исторические справки, о геометрии (Гаусс не поддержал Римана, т.к. хотел спокойной старости).

 

Объяснение – доказательное изложение учителем того или иного закона, правила, принципа действия тех или иных приборов, анализ природных или общественных явлений. Объяснение требует безукоризненной логики изложения, четкой аргументации, доказательства всех выводов. Т.е. когда мы используем метод объяснения – все должно быть четко, последовательно, понятно. Последовательность ничем не должна быть нарушена. Не должно быть никакой воды.

 

Школьная лекция – это систематическое последовательное изложение объемного материала. Лекция содержит факты, анализ фактов и выводы. От объяснения и рассказа она отличается большей информативной емкостью и большей продолжительностью.

 

В зависимости от дидактических целей лекции могут быть вводные. Обычно используются перед изучением какой-то темы или раздела. Лекции могут быть проблемными. Учитель показывает знания как решение проблемы. Могут быть обзорными. Когда нужно систематизировать и обобщить материал.

 

Обычно лекции используются в старших классах. Такие лекции отличаются от вузовских. Можно начинать читать с 9-го класса. Первая лекция будет на 35 минут. К 11 классу возможно доведение до 1,5 часов (спаренный урок). Т.е. школьная лекция отличается по продолжительности.

 

В школе большая управляемость деятельностью учеников и установление обратной связи. Это связано с тем, что дети не умеют записывать лекцию. Мы больше учим записывать лекцию, систематизировать материал, в школе большая наглядность, т.е. в школе выше обучаемость. Итак разница: продолжительность, темп, большая доза наглядности, обучение записи лекции.

 

Проведем краткий анализ методов (рассказ, объяснение, лекция), записанных выше.

Сильные стороны (плюсы):

  • Эти методы экономны по времени
  • Могут обеспечить определенные эмоциональные настрои
  • Пластичны (что-то новое появилось, какие-то новые факты, какие-то достижения науки, мы сразу можем включить в рассказ или лекцию)

 

Сложности (минусы):

  • Трудность усвоения материала на слух (в памяти остается 10%; увидели – 50 %, руками сделали – 80%). Чуть что-то ребенок прослушал, не понял – сразу летит остальное объяснение.
  • Темп изложения и темп осмысления – разные. Когда мы читаем лекцию – мы ориентируемся на сильного или среднего ученика. А слабые ученики плохо усваивают. Некоторые преподаватели используют метод повторного объяснения (умным в зубы задание, а тупым еще раз разжевывает – без детализации, лишь основные моменты).
  • Метод пассивного изучения материала (ученики пассивны при изучении материала). Бывают ученики, которые спят с открытыми глазами (думают о своем) – внутреннее противоречие плохо влияет на нервную систему.
  • Передача готовых знаний. Используя эти методы, трудно научить учеников самостоятельно добывать знания.

 

В некоторой степени эти минусы снимаются при использовании методы беседы.

 

Метод беседы – это вопросно-ответный метод обучения и в зависимости от дидактических целей используются различные виды бесед.

 

Вводная (вступительная) беседа - чаще всего используется, когда нужно подготовить учеников к познанию нового или перед лабораторной, практической работой.

 

Объяснительная беседа. Цель этой беседы – приобщить учеников к поиску новых знаний (доказательств, выводов, обобщений).

 

Эвристическая беседа (также сократовская беседа) - это такая беседа, в ходе которой, преподаватель, задавая вопросы, подвигает учеников к необходимым знаниям, решениям учебных задач. Содержит проблемный вопрос и т.д.

 

Тренировочная (закрепляющая) беседа. Цель - используется, когда необходимо закрепить ЗУН. Используется после изучения нового материала.

 

Проверочные беседы. Цель – контроль усвоения знаний учеников.

Повторительно-обобающая беседа.

 

Это очень сложный метод обучения. Требует искусства учителей: искусство ставить вопрос, выбрать тему беседы, материал беседы, умение выслушивать ответы учеников.

 

Требования к вопросам учителей:

  1. Вопросы должны быть краткими
  2. Немногословность
  3. Четкость
  4. Вопросы должны подаваться в четкой логической последовательности
  5. Мы должны использовать разные виды вопросов. Плохо, если мы используем лишь вопросы на воспроизведение (т.е. воспроизвести то, что дети знают) и не задаем вопросов, которые требуют сравнить что-то, построить прогноз, оценить какие-то вещи, найти сходства и различия между явлениями. Т.е. мы должны задавать вопросы, которые требуют от учеников творческого подхода, активизируют детей, а не чисто репродуктивные.

 

Требования к ответам учащихся:

  1. Немногословные
  2. Правильная грамматика (грамотность речи). Что делать, если ученик говорит неправильно – повторить за ним, но правильно. Либо сказать, что все было правильно сказано и перефразировать сказанное выражение.
  3. Самостоятельность ответов – «закрыть» глаза, задать дополнительный вопрос или еще что-нибудь.

 

Как задавать вопрос?

Сначала задать вопрос, а потом вызвать ученика, чтобы другие подумали.

Лучше дать ученикам время подумать. Если ученик слабый или нервный, то спросить его в конце (чтобы успокоился).

 

Положительные стороны метода:

  • Развивает речь детей
  • Позволяет устанавливать оперативную обратную связь

 

Минусы:

  • Этот метод не экономен по времени: сразу дать (лекция) или долго подводить к выводу.
  • Можем не получить от учеников правильного ответа (они могут не догадаться) или ученики дают неправильные ответы, и такие ответы могут закрепиться в памяти учеников. Нельзя акцентировать внимание на неправильных ответах, если они не выполняют обучающую функцию. Пример: диаметр (иллюстрировать, почему не так).

 

Беседа требует хорошего контакта с классом; если контакт очень плохой, то беседа (особенно эвристическая) может не удаться.

 

Чтобы был контакт – нужно относиться с уважением к ответам учеников (не «сядь, Петров», а «немного подумай», «может быть, у кого-нибудь еще есть идеи»). Чтобы ученики не боялись высказываться. Это метод требует запаса знаний от учеников.

 

Учебная дискуссия.

Это еще более искусство. Требует интересной темы дискуссии и базы знаний учеников. Назначение: уметь слушать, защищать свою позицию, умение отстаивать свою точку зрения, уважать другую точку зрения, возражать не кипятясь, контролировать свои эмоции.

 

Книга Курганов «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» – примеры учебных дискуссий учителем младших классов («Живое и неживое», «неевклидова геометрия»). Элементы театрализации. Пришел грек на урок и говорит, что земля плоская. Задача детей состоит в том, чтобы доказать, что земля круглая и использовать только те понятия, которые знали в древней Греции (спутник – не знакомое слово в древней Греции).

 

Методы работы с книгой

Главная цель – научить самостоятельно добывать знания, поэтому этот метод включает много приемов: составлять план прочитанное, конспектирование, цитирование, рецензирование, нотирование, умение читать разными стилями чтения (сплошной, выборочный, повторительный и т.д.).

 

Почему этот метод важен?

Книга позволяет работать в индивидуальном темпе. Можем с помощью книги получить дополнительную информацию, ту, которую мы не получим на уроке. Нужно учить учеников работать с книгой. Можно объяснить не все, а задать дома проанализировать учебник дома.

 

Иллюстрация и демонстрация (и т.д.) – тут важно обратить внимание на то, что надо правильно демонстрировать, управлять вниманием учеников. Не просто показывать учебные кинофильмы, а поставить задачу, цель просмотра. Нужно объяснять, зачем это, объявить вопросы, иначе ученики будут обращать внимание только на эффектные стороны, а не на суть явления. То же самое с экскурсией – не увеселительная прогулка учеников, а обучающая экскурсия, т.е. поставить цель, дать задания ученикам. Можно дифференцировать задания учеников.

 

Можно кого-то сделать фоторепортером, кого-то журналистом, кто-то должен был задавать вопросы экскурсоводу.

 

Нельзя говорить после экскурсии: сдайте реферат. 

 

Урок как основная форма обучения

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.