Педагогическое руководство ученическим коллективом на разных стадиях его развития
Пед. руководство коллективом подразумевает: 1) постановку цели; 2) предъявление единых требований; 3) оказание помощи, налаживание коллективной деятельности; 3) создание общественного мнения, традиций.
На каждом этапе функция учителя будет немного отличаться. Учитель в 5 и 11 классе выполняют разные функции по развитию коллектива, принимают разные роли.
1 стадия – организаторская функция. Главное – предъявление требований: режим, дисциплина, этического характера. Требования, связанные с учебой, хуже всего выполняются. Хуже всего строить коллектив на требованиях, связанных с учебой. Лучше – трудовая, спортивная деятельность.
Постановка перспектив и налаживание взаимоотношений с другими классами. Педагог создает атмосферу завтрашней радости, находит для каждого ребенка такой вид деятельности, в которой он мог бы себя проявить; важно пробуждать общественное мнение.
2 стадия – переход к со- и самоуправлению. Многие организаторские функции мы передаем активу. Не надо бегать, контролировать, надо назначить ответственных. Главная функция – коммуникативная, налаживание взаимоотношений. Актив часто не обладает коммуникативным тактом, давление на личность может быть излишним.
3 стадия – организация самовоспитания школьников. Основная функция – индивидуализация работы. Нужно тщательно изучить личность каждого учащегося, корректировать. Учитель – консультант.
В младших классах – роль опекуна; затем – роль руководителя; далее – консультант. Т.е. нужно меняться учителю с учетом уровня развития детей.
Педагогика параллельного действия
Предполагается воспитание на личность не непосредственно педагогом, а через коллектив. Т.е. мы воспитываем через коллектив. Это может реализовываться через предъявление требований к ученику актива; через формирование общественного мнения; авансирование личности – наградили весь коллектив, хотя личность была пассивна. Наиболее часто – наложение наказания всему коллективу. Например, сорвали урок. Мы не будем разбираться, кто был зачинщиком. Наказывают весь класс. Это самый опасный и неудачный способ. Если уровень развития коллективы невысок, дети могут сплотиться на началах противопоставления себя учителям. Они сплотятся на негативных основаниях. Может быть психологическое воздействие на личности – может быть у человека психическая травма.
Использовать нужно очень аккуратно. Только когда уровень коллектива высок.
Пример неправильного использования. В лагере в отряде мальчики сделали трубки для обстреливания бузиной девчонок. Директор узнал. Выставил на линейке их перед всем лагерем. Просят: расскажите, какие безобразные поступки вы совершали. Они подробно рассказали. На следующий день весь лагерь обстреливал девочек. Цель была: чтобы осудили, а их, наоборот, поддержали.
Косвенное влияние коллектива
Приглашение людей – авторитетов, актеров, кумиров. Через СМИ, произведения литературы и искусства.
Роль традиций в формировании коллектива
Но: традиции нельзя навязать искусственно. Традиции должны родиться в самом коллективе. Например, традиционные праздники.