Структура общения
Т.е. этапы общения.
1. Первый этап общения – моделирование общения (за исключением интимно-личностного общения или бытового общения). Этот этап позволяет подготовиться к контакту. Например, устройство на работу. Продумать надо общение. Или: подготовка к уроку.
2. Первичный контакт. Если к директору идешь устраиваться на работу. Как контакт налаживается. Посмотреть в глаза (прежде всего, должен быть визуальный контакт). Пример – человек что-то строчит, не поднимая глаза от бумаги. Не знаешь – что делать. Чувство дискомфорта. А вдруг мешаю?
3. Налаживание мостов. Например, установление контакта на вербальном уровне - когда здороваются и говорят, как рады видеть; или - или тактильный уровень, когда обнимаются при встрече, здороваются за руку, поднимаются навстречу, говорят комплименты. Цель – наведение мостов подготовки на эмоциональном уровне к основному этапу общения.
4. Основной этап, в котором реализуются цели общения. Здесь дать общие рекомендации уже не возможно, т.к. цели разные.
5. Правильный выход из контакта. Пример: человек говорит, потом – ладно, я пошел; собеседник думает – что сделал не так.
Пример: рад, что мы договорились о совместной деятельности. Давайте поступим так. Если будут какие-то вопросы, то звоните. Положительные слова, связанные с общением. И намечаем дальнейшие перспективы общения. В общем, у человека должен быть приятный осадок.
Рассмотрим структуру урока по Конкарику (коммуникативная структура урока):
Мы показываем своим поведением, какое должно быть общение.
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с аудиторией (когда мы пишем конспекты, готовимся к уроку, продумываем все).
Цель – подготовить общение.
Каковы условия эффективности (когда этот этап будет эффективным?).
- Если не знаю аудиторию, то подготовиться к уроку трудно. Когда знаю – уже легче. Т.о., знание аудитории является успешностью этапа.
- Настроенность на общение.
2. Коммуникативная атака – организация общения с аудиторией в момент изначального взаимодействия.
Цель данного этапа – завоевать коммуникативное превосходство (преимущество) для того, чтобы педагог управлял общением, а не дети, мог установить дисциплину.
Условия эффективности –
- формирование чувства “мы”. «Сегодня мы будем…», а не «Открыли тетради и т.д.». Нужно не противостоять классу, уметь демонстрировать ученикам собственную расположенность.
- Показ целей совместной деятельности.
- Установка личностного контакта с детьми (сегодня было уже две проверочные работы, как я вас понимаю, у меня тоже 6-й урок, данный материал постараюсь сделать легким). Сочувствие.
- Типичная ошибка при фронтальной работе – затягивание процедуры коммуникативной атаки. «Зашли снова в класс и т.д.» Сразу нужно – открыли тетради. Или какой-то интересный вопрос.
Лещинский. Учимся управлять собой и детьми. Там разные варианты коммуникативной атаки.
3. Реализация дидактических целей урока.
4. Анализ прошедшего урока (анализ общения).
Невербальные проявляется, которых необходимо избегать педагогу