Принципы педагогического самообразования и самовоспитания
1. Принцип развития. Раскрывает зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через следующие установки:
- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость, которая позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
2. Принцип самодеятельности. Реализуется через следующие установки:
- целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
- планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
- самоорганизация, основывающаяся на таких качествах личности, как воля, мотивационная и познавательная сферы, и, в свою очередь, стимулирующая их дальнейшее развитие.
3. Принцип самоуправления. Реализуется через следующие установки:
- самоконтроль;
- саморегулирование;
- индивидуализация самообразования и самовоспитания;
- мобилизация, способствующая преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
- коррекция запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.
Как говорил К.Д. Ушинского, «учитель живет до тех пор, пока учится». Здесь также применимы слова А. Дистервега: "Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".
Содержание и методы профессионально-педагогического самосовершенствования