Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Конспект некоторый философских первоисточников. Аврелий Августин "Исповедь"

Аврелий Августин», «Исповедь», книга первая.

Конспект

 

1. Искать господа можно только веруя в него, а веру вдохнул людей вочеловечившийся Сын Божий.

 

2. Все, что создал Господь (небо, земля, человек) вмещает его, и все, что создано Богом, в нем.

 

3. Но какую часть Бога вмещает все, созданное им, и куда изливается остаток? Когда Бог изливается в нас, то не он падает, а мы воздвигаемся им; не он расточается, но мы собираемся им.

 

4. Бог – совершенство: он любит и не волнуется, ревнует и не тревожится, раскаивается и не грустит, гневается и остается спокоен, никогда не нуждается и радуется прибыли; он платит долги и никому не должен.

 

5. Бог – спасение каждого, автор молит самого Бога сказать ему об этом.

 

6. Автор просит расширить дом души его, чтобы Господь мог войти в него; обновить этот дом, чтобы взор Господень не оскорбился; просит избавить его от грехов своих, о которых Господь знает и отпускает эти беззакония.

 

7. Автор не знает, откуда он пришел в эту «мертвую жизнь» или «живую смерть», но здесь его встретило милосердие Божье. От Бога все блага, и от Бога спасение, и младенец получает молоко от матери или кормилицы по велению Божьему.

 

8. Младенцем автор хотел объяснить свои желания, но его не понимали. И тогда он сердился на то, что старшие не подчиняются ему и не служат ему как рабы, и мстил за себя плачем.

 

9. Автор просит Господа дать ответ на вопрос, наступило ли младенчество его за другим умершим возрастом или младенчеству предшествовал лишь период в утробе матери.

 

10. Где источник, откуда струится к нам бытие и жизнь? Бог создал все. Он есть совершенное Бытие и совершенная Жизнь. Бог всегда один и тот же: все завтрашнее и то, что идет за ним; все вчерашнее и то, что позади него, Бог обращает в сегодня.

 

11. Никто не чист от греха, даже младенец. Младенец невинен по своей телесной слабости, а не по душе своей, т.к. стремится добыть плачем то, что ему не положено и во вред.

 

12. Автор не хочет причислять младенчество к своей жизни, т.к. не помнит его, так же как и период, который проходил в утробе матери.

 

13. Младенчество сменилось детством. Мальчик не учил слова систематически (как буквы), а действовал по собственному разуму, данному Богом, - по жестам понимал слова и потом научился их произносить, а двигало им стремление удовлетворить свои желания. Так он вступил в бурную жизнь человеческого общества.

 

14. Мальчика отдали в школу учиться грамоте; в школе лень «лечили» побоями, и в школе встретил он людей, верящих в Бога, и с ними стал молиться, и одолел так свое косноязычие.

 

15. Есть ли человек великий духом так верующий в Бога, что не боится ни дыбы, ни кошки, ни прочих мучений? Он не стал бы смеяться над теми, кто боится этого. Но родители смеялись над мучениями детей, которым их подвергали учителя, хотя и детям и взрослым не чужды забавы, правда, у взрослых они называются делом.

 

16. Автор признается, что грешил в детстве. И непослушен он был потому, что любил играть и побеждать; он хотел взглянуть на игры старших, о которых ему рассказывали. Устраивают эти игры люди высокого сана, и родители секут детей, которые увлекаются зрелищами, чтобы дети учились и впоследствии достигли такого же высокого сана, чтобы устраивать такие же игры. Автор призывает Господа освободить всех от этого.

 

17. Аврелий Августин пишет, что расхворался после рождения и выздоровел, но Крещение его было отложено по настоянию отца наперекор воле матери, однако в конце концов мать одержала верх, что произошло, как он считает, по велению Господа.

 

18. Не надо было откладывать крещение, и доказательство этому - слова людей: «Оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен», потворствующие греховным склонностям. Сравним с тем, что можно отнести к телесному здоровью: «оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился».

 

19. В детстве автора заставляли учиться, и это было хорошо для него, но учился он плохо; вообще, никто ничего не делает хорошо против своей воли. Родители хотели, чтобы их сын посредством знаний снискал себе славу (называет ее «позорной») и богатство (называет его «нищее). Господь, с одной стороны, наказывал маленького мальчика учением за грехи его («чтобы всякая неупорядоченная душа сама в себе несла свое наказание»), а с другой стороны, облагодетельствовал знанием. Господь справедлив и милостив.

 

20. Ребенок ненавидел греческий, чтение, письмо, счет, но любил латинскую грамматику. Не любил он учиться «от греха и житейской суетности», т.к. был он «плотью и дыханием, скитающимся и не возвращающимся». Но это обучение было намного полезнее, чем уроки по истории, мифологии, изучающие древних героев и античных богов, которые автор называет «глупостью».

 

21. На уроках истории он оплакивал Дидону, умершую от любви к Энею, но не оплакивал себя, умирающего от отсутствия любви к Господу. Бог - «свет, освещающий сердце мое», «хлеб для уст души моей», «сила, оплодотворяющая разум мой и лоно мысли моей»; дружба с этим миром – измена Господу.

 

22. Обучение грамоте гораздо полезнее, чем обучение истории. Аврелию Августину стыдно, что ему в детстве больше нравилось читать книги по истории, нежели обучаться грамоте и математике.

 

23. Автор говорит, что ему не нравилось изучать греческий, потому что его к этому принуждали, что изучал он его по книгам, а не в живой речи. Латынь он изучил гораздо быстрее, потому что на ней говорили его кормилицы. «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Но грозная необходимость – это законы Господа, призывающие нас обратно к нему от ядовитой сладости, заставляющей забывать Господа.

 

24. Автор утверждает, что все, чему он выучился, все служит Господу. Но можно учиться, занимаясь не суетными предметами.

 

25. Обычаи удаляют нас от Господа; Гомер перенес человеческое на богов, а надо наоборот – божественное переносить на людей. Ужасно, когда преступным людям приписывают божественное достоинство, тогда преступления перестают считаться преступлениями.

 

26. Все древнегреческие боги развратны, и тем самым подают плохой пример людям. В прекрасных словах пьяные учителя подносят вино заблуждения; а если его не пить – секут и не позволяют позвать трезвого учителя.

 

27. Автор сожалеет о том, что учил и декламировал речь Юноны, что ему уже безразлично то, что ему рукоплескали больше всех. Это «дым и ветер». Были ведь другие, более достойные, темы, например словословие Господа, чтобы упражнять способности и язык.

 

28. Автор вспоминает, что его уносила суета, он удалялся от Господа, ведь ему ставили в пример людей неправильных. Но душа автора вырвалась из этой суеты, пришла к Богу. Бог добр и прощает сына, которому он дал состояние, но тот растратил его.

 

29. Люди тщательно соблюдают правила мастеров речи и пренебрегают правилами вечного спасения. Опаснее ненависть против врага, а не сам враг. Собственное сердце губит вражда, занятая преследованием другого. Люди слепы и не видят недозволенные страсти.

 

30. Автор признает, что вел неправедную жизнь, в которой была и зависть, и жажда похвалы, и обман из любви к забавам, обжорство, жажда превосходства. Он делал другим то, что сам испытать не хотел. Он свирипел и не уступал, когда его уличали в этом. Жизнь ребенка и взрослого по сути одинакова: в начале жизни — воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; у взрослого — префекты, цари, золото, поместья, рабы; только наказания становятся более тяжелыми. Господь же одобряет смирение.

 

31. Автор благодарит Бога за то, что он его создал, что наделил различными способностями. Грешил он в том, что искал наслаждения, высоты и истины не в Боге, а в созданиях его, а таким образом впадал в страдания, смуту и ошибки.

 

 

 

Вывод: Все создано Богом, и все от Бога. Бог во всем, и он возвышает все создания свои своим присутствием в них. Бог – совершенство и спасение каждого; он милосерден, любит и прощает каждого. Все в мире суетно («дым и ветер»), вечна только любовь к Богу.

 

Греческие боги развратны, с них не следует брать пример.

 

Главное – вера, а не знания.

 

Бог во всем и безграничен.

 

 

Бог возвышает человека.

 

 

Бог - совершенство.

 

 

 

 

 

 

Дом души – красивая метафора.

 

 

«Мертвая жизнь» или «живая смерть» - интересная трактовка жизни.

 

Оказывается, младенец «мстит за себя плачем».

 

 

Вечный вопрос.

 

 

 

 

Интересная трактовка времени.

 

Объяснение, почему младенец грешен.

 

Жизнь ли то, что не помнишь?

 

 

Вот так надо учить иностранные языки.

 

 

 

 

Лень «лечить» побоями эффективно.

 

Вера избавляет от страха.

 

 

 

 

 

 

 

И сейчас так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Телесное – духовное, интересное сравнение.

 

 

Никто ничего не делает хорошо против своей воли.

 

«Нищее богатство» - красиво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красивые сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно.

 

 

 

Как?

 

 

 

 

Действительно, ужасно.

 

 

Тоже это замечал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О доброте Бога.

 

 

 

 

Очень верно.

 

 

 

 

 

Не делай другим то, что сам испытать не хочешь.

 

 

 

 

 

Искать наслаждения надо в Боге, а не созданиях его.

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.