Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Предупреждение и преодоление неуспеваемости

Предупреждение и преодоление неуспеваемости

 

Неуспеваемость – неусвоение основного базового уровня учебной программы содержания образования по итогам значимого периода прохождения материала (четверть, полгода, год). Более широко: если у ребенка не развиты мотивация, интерес, творческий потенциал. Если ребенок учится ниже своих учебных возможностей – это тоже неуспеваемость. Если не развиты общеучебные умения и навыки.

 

Виды неуспеваемости

Можно сравнивать со среднестатистической нормой, со среднеклассной нормой, с индивидуальной нормой. См. – по Бударному. Мурачковский (см. подготовку).

 

Мурачковский.

  1. Не могут, но хотят.

Нужны доп. занятия – нужно пробелы ликвидировать.

  1. Могут, но не хотят.

Надо повышать мотивацию. Не надо оставлять на доп. занятия.

  1. Не могут и не хотят.

 

Причины неуспеваемости.

У подростков – снижение успеваемости из-за однообразия форм и методов. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы дети могли себя самореализовать.

 

Без воспитательной работы и успеваемость будет низкая. Если дети интересуются непонятно чем, а учебная деятельность вообще не интересует их, то будет непонятно что на уроках.

 

  1. Плохое здоровье.
  2. Отсутствие воспитательной работы.
  3. Социально-экономические причины. Когда родители интересуются детьми, дети успевают.
  4. Большая учебная нагрузка.
  5. Неблагоприятный микроклимат в классе. «А ты что, ботаником захотел стать».
  6. Неразвитая любознательность. Родители не отвечают на вопросы «почему». Если дети много времени проводят за компьютером, начинается деградация – дисграфия (плохо пишут).
  7. Неразвитость волевых качеств – главная причина неуспеваемости. Даже с низким уровнем результатов можно достичь высоких результатов, если есть трудоспособность.
  8. Повышенный уровень тревожности. Боязнь сделать ошибку. Требуют родители – учиться на высоком уровне. Два типа тревожности. Внешняя – сразу видна (ребенок боится поднять руку, зашуганный). Внутренняя тревожность – у отличников (очень высокие требования предъявляют к себе).
  9. Дидактические причины.
    1. Недостаточный уровень культуры. Формальное отношение к деятельности.
    2. Слабый текущий контроль.
    3. Неумение объяснять материал.

 

 

Как преодолеть неуспеваемость

1. Неуспевающих учеников вызывают на дополнительные занятия и занимаются с ними дополнительно. Как сделать так, чтобы они были эффективны? Необходимо выявить причину неуспеваемости (провести диагностику).

 

Если причина – неумение учиться, составлять план, выделять главные мысли, то мы учим детей, даем им карточки с переработанным материалом.

 

Д.б. индивидуализация. Дифференцированная работа – объединить детей с одинаковыми причинами. М.б. чисто индивидуальная работа – индивидуальные занятия с ребенком. Нужно внушать педагогический оптимизм – у тебя получится. Давать облегченные задания – чтобы ребенок получил положительный импульс.

 

Шаталов: домой не отпускал, пока не усвоит.

 

Для детей, которые плохо усваивают материал и с низким уровнем развития мотивации. Учитель приглашает детей, они садятся в кружочек. Один ребенок комментирует, берет конфету, другой комментирует решение, тоже берет конфету. Т.е. в виде игры.

 

2. Привлекать учеников высшего уровня (Но: только с согласия этих учеников). Иногда ученик объяснит лучше, чем учитель.  

 

3. Воспитательное воздействие.

 

4. Применение новый пед. технологий. Это профилактика неуспеваемости – хорошее эффективное обучение. Главное – работа на уроке. Оптимизация процесса.

 

*Каждый по-разному понимает оптимизацию. Путин – сокращение расходов. У управленцев одна оптимизация, у педагогов – другое. В МПГУ будут уменьшать количество педагогов, увеличивать их нагрузку.*

 

5. Педагогическая диагностика. Для этого наблюдается наблюдение за учениками, тесты, таблицы ошибок. Бабанским предложен пед. консилиум по решению проблем отстающих учеников.

 

6. Педагогическая терапия. Мера по предотвращению отставания в учебе. Подбор индивидуальных средств обучения. Ведут специальные учителя. Занятия обязательны. Используется на Западе.

 

На Западе так: если ты не успеваешь, то тебя не пускают даже в класс. Учитель пишет записку специальному педагогу. Тот ликвидирует проблемы индивидуально, и ученик возвращается в класс, но не раньше. Какой смысл сидеть ребенку в классе, если он пропустил. Лучше всего – нагнать материал отдельно и после этого уже присоединиться к классу.

 

 

Рассмотрим более подробно конкретные формы работы с неуспевающими, т.е. методы, формы.

 

Среди левшей может быть очень много неуспевающих. Есть патологические левши и генетические левши. Генетические имеют немножко другой взгляд на мир. У них более творческое мышление, у них нестандартный взгляд. Репродуктивные работы для них тяжелее. У левшей эмоциональное, образное, наглядное решение. Значит, для объяснения для левшей лучше всего использовать наглядность (образы и т.д.), эмоциональную составляющую.

 

Особый подход – для детей с соматическими заболеваниями. Сначала пойди, поешь, отдохни, а потом приходи. Учительница давала записку подружке, та опускала в почтовый ящик. Задание было индивидуальным. Есть такая возможность – электронные журналы.

 

Главная задача учителя в начальной школе – научить учиться, воспитать положительное отношение к учебной деятельности.

 

Репетиторство. В новом законе образования прописана статья: конфликт интересов. Статья. Оказывать платные услуги для детей, которых вы учите, запрещено. С 1-го сентября школа – это образовательная организация, которая оказывает образовательные услуги. Преподаватели, которые учат детей, не имеют права оказывать платные услуги детям. А если с другого класса, то можно. Закон вступает в силу с 1-го сентября, был принят в 1 января. Ответственность даже не административная, а уголовная.

 

Если происходит в образовательном обучении, то понесет ответственность администрация.

 

Те, кто занимается образовательной деятельностью, нужно платить налоги.

 

Формы и методы:

1)Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса, дать время на подготовку.

2)Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3)Нельзя давать на усвоение в ограниченный промежуток времени большой материал, нужно постараться разбить на куски.

4)Лучше всего не заставлять учеников отвечать новый материал, лучше всего отложить это на следующий урок.

5)Устная похвала (поможет в стрессовых ситуациях)

6)Во время подготовки ответа нужно дать время для исправления и проверки написанного.

7)Не создавать нервозную обстановку, не отвлекать внимания ученика.

8)Как комментировать неудачи детей.

 

Слабые дети комментируют неудачи так: учитель виноват, не повезло, я не способный, учитель не способный. Видят причины не в себе. Это самая плохая причинностная схема своих неудач. Правильная причинностная схема – твои успехи зависят от усилий, которые ты затрачиваешь на учебу.

 

Если мы покажем взаимосвязь между ситуацией успеха и трудом, то схема заработает. Для таких учеников очень важно формировать такую схему. Если ребенок получил плохую оценку, то нужно ему говорить, если мы еще поработаем, то ты обязательно исправишься. Это очень хорошо описано в работе Марковой.

 

*Факультативы – это такая форма работы, которая нужна для изучения более глубокого материала.*

 

Матюхина предлагает составить перечень, что нужно усвоить, чтобы ученик отмечал неусвоенное.

 

9)Опережающее задание – подготовить к восприятию материала.

 

10 правил работы со слабыми учениками

1. Верьте в способности каждого ученика, пытайтесь внушить ему это (пед. оптимизм).

2. Помните, что для слабого необходим период выживания – не торопите его.

3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Нужно отобрать главное и многократно повторять. Тогда в конце все ребята усвоят. Репродуктивные методы – спасение для слабых, т.к. они помогают увидеть главное. Постепенно долю репродуктивных методов можно уменьшать, вводя творческий компонент.

4. Предлагать однотипные задания.

5. Не гнаться за обилием новой информации. Обобщать – подводить итог.

6. Научиться управлять классом. Плохо, когда работает у доски один ученик. Научиться сочетать фронтальные работы с индивидуальными.

7. Если слабых собрать в один класс, все равно пойдет расслоение на сильных и слабых.

8. Научиться привлекать сильных ребят к обучению слабых.

 

Неуспеваемость, отставание, их сущность

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.