Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Эмпирические методы научно-педагогического исследования

Эмпирические методы научно-педагогического исследования

 

  1. Пед. наблюдение.
  2. Метод опроса (беседа, интервью, анкетирование)
  3. Метод рейтинга и самооценки.
  4. Пед. эксперимент.
  5. Тестирование.
  6. Изучение пед. документов.
  7. Изучение продуктов детского творчества и др.

 

 

  1. Педагогическое наблюдение

 

Это целенаправленное восприятие фактов, явлений, процессов воспитания, взятых в обобщенном виде или при вычленении некоторых фактов (например, интересует лишь какая-то сторона явления). Так, можно взять урок. Его можно воспринимать целиком (все, что увидели, - как реализуются цели, дисциплина на уроке, взаимоотношения с учащимися и т.д.) или только стиль взаимодействия педагога с учащимися.

 

Целенаправленное восприятие отделяет пед. наблюдение от житейского наблюдения или простого созерцания.

 

Пед. наблюдение – наиболее простой и частый метод использования пед. процесса.

 

 

Виды пед. наблюдения

 

А. за основание наблюдения взята связь между наблюдателем и наблюдаемым объектом

 

1) непосредственное наблюдение – существует прямая связь м/д исследователем и наблюдаемым объектами. Количество и качество наблюдаемого материала, характер наблюдения зависят от позиции наблюдателя. Позиция м.б. разная: а) студент-практикант наблюдает за учителем и учениками – это позиция наблюдателя, или свидетеля; б) учитель ведет урок и наблюдает за учениками – это позиция исследователя-руководителя; в) позиция участника пед. процесса (практиканта направили в начальную школу, он организует игру – наблюдает, кто лидер, кто отверженный, какие качества у детей).

 

Каждая позиция имеет плюсы и минусы. Если вы свидетель, вас ничего не отвлекает и вы можете спокойно посвятить время исследованию. Но может быть неестественность процесса, т.к. дети могут вести себя неестественно, если кто-то сидит на последней парте. Чтобы снизить неестественность, можно применить некоторые приемы, чтобы завуалировать позицию: а) проверять тетради; б) обложиться журналами; в) можно попросить, чтобы вас представили гостем – тогда дети, удовлетворив любопытство, забывают о вас и начинают вести себя естественно.

 

Позиция руководителя. Трудно и руководить, и проводить исследовательскую работу.

 

Позиция участника пед. процесса – дает наиболее объективные данные. Это самая выигрышная позиция.

 

2) косвенное (опосредованное)

Не прямое, а через кого-то. Дает программу, и по данной программе наблюдают ассистенты. Собранный материал передается исследователю.

 

3) самонаблюдение

Дети много времени проводят за домашним заданием. Задавать меньше заданий или дети не умеют рационально использовать время? Предлагается программа самонаблюдения – когда начал делать задания, с каких уроков начал и т.д. Материал обрабатывается педагогами и делается заключение.

 

 

Б. за основание наблюдения взято время проведения.

1) непрерывное наблюдение – наблюдение от начала до конца (например, урок).

 

2) дискретное наблюдение (по «кадрам», делать срезы через определенным промежутки времени). Проводят, когда сам пед. процесс очень длительный. Например, работа по повышению уровня воспитанности детей. Наблюдают в начале годе. Проводят работу. Через месяц снова смотрят.

 

Или: изучение коммуникативной атаки – момент в начале урока, когда учитель пытается завоевать инициативу и получить коммуникативное преимущество. Смотрят у разных учителей.

 

А также:

1) долговременное

2) кратковременное

 

 

В. По объему

1) широкое

Интересуют все аспекты пед. действительности, которую мы изучаем.

Например, составление психолого-педагогической характеристики какого-либо ученика. В этом случае ученик исследуется с разных позиций. Будут интересовать все аспекты его личности. Такое изучение называется монографическим.

 

2) узкоспециальное

Например, нас интересуют способы поддержания дисциплины.

 

 

Г. По факту осознания наблюдаемого факта наблюдения

1) скрытое (с помощью тех. средств – аудиозаписи, скрытая камера, двусторонние зеркала; выбрать скрытую позицию; дать задание и удалиться из класса – в этот момент посмотреть, кто как ведет, - так выясняют мотивацию детей: кто-то продолжает заниматься, а кто-то начинает шуметь)

 

2) открытое

 

 

Организация пед. наблюдения

 

  1. Объект наблюдения – решить, кого или что будем наблюдать.
  2. Цель наблюдения.
  3. Время и продолжительность наблюдения.

 

  1. План наблюдения. Предполагает продумывание способов фиксации и как мы будем осуществлять наблюдение.

При присутствии на уроке обязательно нужно продумать, что ты хочешь наблюдать на уроке.

Фиксация урока может быть разных видов:

А. событийная часть урока идет в параллель с хронологической: время – этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, примечания.

Б. матричная.

С. графики – например, активность детей (зависимость количества детей, включенных в урок, от времени (этапа) урока).

 

 

Недостатки данного метода наблюдения:

А. субъективизм (некоторая доля)

Б. не является универсальным. Можем использовать только тогда, когда можем воспринимать пед. процесс. Например, не можем следить за детьми за рамками школы, следовательно, не можем понять некоторых поступков детей.

 

 

Плюсы метода пед. наблюдения

Всегда можно применить – малозатратный, удобный метод.

 

 

  1. Метод опроса (беседа, интервью, анкетирование)

 

Беседа – метод устного опроса. Это целое искусство, поэтому оно связано с опр. правилами. Чтобы беседа удалась, ее надо готовить. Надо определить объект (с кем), цель, продумать, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Все вопросы беседы делятся на 2 типа: 1) основные вопросы, т.е. вопросы, связанные с целью беседы; 2) вспомогательные вопросы – вопросы, которые помогают поддержать беседу. Вопросы беседы жестко не закреплены – все зависит от того, как идет беседа.

 

Хорошо, когда тема беседы не совпадает с целью беседы, чтобы ребенок не догадывался, что вам надо. Ребенок подавлен. Хотим выяснить положение ребенка, его взаимоотношения с отцом. Можно начать с вопросов о чемпионате мира, далее спросить - а ты с папой смотришь или один. По цепочке можно все выяснить – взаимоотношение ребенка с отцом.

 

Способы активизации детей к беседе – могут быть ответы краткие. Надо избегать вопросов, которые позволяют ответить кратко – знаю или нет. Например, что ты думаешь о сегодняшнем дне?, а не нравится ли тебе день?.

 

Вообще, существуют ряд приемов, чтобы получить развернутый ответ на свой вопрос. Например, сделать вид, что вы не поняли, перефразировав или переспросив. Ребенок начинает объяснять более подробно, давая больше информации.

 

Или, вы высказываете абсурдную мысль. У ребенка возникает желание переспорить вас. Он выдает много информацию.

 

Как себя вести, если вы чувствуете, что вам говорят неправду. Можно этот вопрос перефразировать и через некоторое время повторить еще раз. Но уличать ребенка во лжи непрофессионально.

 

Беседа не должна переходить в допрос.

 

 

Интервью – метод устного опроса. Это четко зафиксированная последовательность вопросов. Надо продумать, как фиксировать ответы.

 

Анкетирование – метод письменного опроса. Бывают анкеты открытого и закрытого типа. Анкеты открытого типа предполагают свободный ответ (нравится ли тебе в школе и почему?), а анкеты закрытого типа содержат вопросы с вариантами ответов. Часто смешанные варианты, когда вставляют вариант – другое.

 

Анкетирование применяется, когда нужно уловить основную тенденцию  процесса, когда необходим массовый сбор пед. фактов и информации. Этот метод позволяет за короткое время собрать большое кол-во информации. Но анкетирование не позволяет вскрыть глубокие мотивы, причинно-следственные связи.

 

 

  1. Метод рейтинга и самооценки

 

 

  1. Пед. эксперимент

 

Метод основан на инициировании некоторого процесса или явления, на преобразовании условий, в которых протекает изучаемое явление. При эксперименте одни условия контролируются, другие - усиливаются, третьи - ослабляются.

 

При наблюдении пассивная позиция исследователя. Он может ждать, но не дождаться подтверждения своей гипотезы. Например. Мы пишем психолого-пед. характеристику ученика. Мы знаем, что это ребенок жадный. Мы ждем, когда это проявится. И ничего сделать не имеем права. Мы не вмешиваемся в естественный ход процесса. Возникает желание создать определенные условия, чтобы проявить эту жадность. Тогда это уже пед. эксперимент.

 

Эксперимент позволяет отделить одни факты от других и установить причинно-следственную связь. Если точно не можем установить связь, то это уже не эксперимент, а опытная работа.

 

Два вида пед. эксперимента:

А. лабораторный.

В искусственных условиях дети все понимают. Это психологические эксперименты в основном. Например, у исследователя конверты с надписями различных областей знаний и задания в них. Приглашается ученик и выбирает конверт. Исследователь оценивает, насколько целенаправленно и быстро сделан выбор, что выбрано, как осуществляется выбор – эмоционально или долго выбирать (широкий интерес или неразвитый интерес), как решает задачи, как реагирует на сложность. Все факты собираются и делаются выводы.

 

Б. естественный

Например, занятия по экспериментальной программе.

С помощью игры, например, можно изменить положение ребенка. Девочка играла с куклой одна, никто не хотел с ней играть. Психолог организовала игру в школу. Кукле девочке-изгоя стала ставить пятерки. И с девочкой все начали играть.

 

 

  1. Тестирование

 

Путают тестирование и анкетирование. Тест – проба, испытание. Тест – это задание, которое должно быть выполнено. Это не опрос, как анкетирование. Тесты м.б. вербальные и невербальные. Тесты на уровень воспитанность – что ты видишь на картинке: два человека протягивают руки навстречу друг другу. Кто-то видит дерущихся, а кто-то двух друзей, протягивающих друг другу руки.

 

  1. Изучение пед. документов.
  2. Изучение продуктов детского творчества и др.

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.