Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта

 

«Критика чистого разума» – изучить способности человека и определить границы, в пределах которых возможно достижение точного знания.

 

Разделы «Критики чистого разума»

  1. Трансцендентальная эстетика;
  2. Трансцендентальная аналитика;
  3. Трансцендентальная диалектика.

 

 

Трансцендентальная эстетика

 

Ставит цель выяснить, при каких условиях возможны в математике априорные синтетические суждения. То, что математика оперирует априорным знанием, для Канта несомненно. Вообще, идеал научного знания для Канта – априорное синтетическое знание, которое обладает признаками всеобщности и необходимости.

 

Необычное сочетание – трансцендентальная эстетика. Ведь речь идет о математике. При чем здесь эстетика? Эстетика – раздел философии, занимающийся проблемой прекрасного, соотношением искусства и действительности. Но латинское слово «эстетис» означает чувственность, характеризует сферу чувственного знания. Дело в том, что Кант полагает, что математика (арифметика и геометрия) опирается на чувственную сферу познания, отсюда и термин «эстетика» - в смысле выявления условий априорного синтетического знания в сфере чувственного познания.

 

Ответ Канта таков: возможность априорного синтетического знания в арифметике и геометрии обусловлена идеальным временем – априорной формой чувственного созерцания, а также априорным, или идеальным, пространством, т.е. наличием в нашем разуме идеального пространства и времени, или интуиции.

 

Кант приводит пример из арифметики: 7 + 5. До Канта Лейбниц и Юнг полагали, что суждения в математике носят аналитический характер: они не дают нового знания – лишь раскрывают содержание предмета мысли. Кант говорит, что матем. знание носит синтетический характер, т.е. выражение не дает автоматического результата. Так, суждение «7+5» подразумевает, что надо к 7 прибавить 5. Но чтобы получить результат, надо к 7 единицам последовательно прибавить 5 единиц. Это суждение предполагает счет, а счет предполагает последовательное время, но время не эмпирическое (быстро или медленно) – речь идет об априорной конструкции времени, об интуиции времени, о мгновенном прибавлении. Таким образом, в структуре нашего рассудка есть интуиция времени. Мы получаем число 12 в результате синтеза числа 7 и 5, опосредованного априорной интуицией времени. Априорное время (чувственная форма созерцания) – условие получения синтетических знаний в арифметике.

 

Что касается геометрии. Пусть есть прямая АВ. Кант говорит, что из понятия прямой мы не может сделать вывод, что она является кратчайшей. Для этого необходима чувственная, пространственная интуиция, априорная форма интуитивного созерцания. Лишь интуитивно мы схватываем это качественное состояние прямой и даем ей количественное определение, что она является кратчайшей. Это суждение мы получаем в результате наличия в нашем сознании априорной интуитивной формы пространственного созерцания.

 

Т.е. априорные синтетические суждения в математике возможны благодаря тому, что в нашем сознании есть идеальные, интуитивные формы пространства и времени. Шопенгауэр (поклонник Канта) говорит, что до Канта мы жили в пространстве и времени, а после Канта пространство и время находятся в нас. Это революция - новое представление о пространстве и времени. Таким образом, пространственно-временные интуиции (априорные формы чувственного созерцания) - это специфические формы нашего сознания, обусловливающие возможность априорного синтетического знания в математике.

 

 

Трансцендентальная аналитика

 

Призвана ответить на вопрос, как возможны априорные синтетические суждения в естествознании. Для Канта несомненно, что в естествознании подобные суждения существуют. Необходимо только выяснить условия, при которых они становятся возможными.

 

Кант вводит ряд новых категорий. Естествознание опирается на рассудок. Рассудок – это логическая способность связывания идей. Это способность получения выводного знания. Главная функция рассудка – синтез чувственного материала природы и априорных категорий рассудка.

 

Что такое априорные категории рассудка? Кант полагает, что наши знания имеют два источника:

 

1) Природа, которая воздействует на наши органы чувств. Она дает нам представление о чувственном многообразии, но оно бесформенно, аморфно, неорганизованно;

 

2) Априорные категории рассудка. Природа дает чувственный материал, а форму придают априорные категории рассудка. Кант замечает, что в нашем рассудке есть некое законоположение, которое мы не можем вывести из природы. Эти законоположения априорны: закон причинности, закон взаимодействия, закон сохранения материи. Связь природных явлений существует не объективно, а привносится в природу нашим рассудком.

 

Итак, в нашем рассудке есть априорные законы, всеобщность которых не может быть почерпнута из чувственного опыта – закон сохранения вещества, закон причинности, закон взаимодействия. Они носят всеобщий характер, и мы не можем их непосредственно постигнуть из чувственного материала природы. Природа обеспечивает чувственный материал, а форму, законы, упорядоченность придает рассудок при помощи априорных категорий.

 

Кант выделяет 12 основных категорий рассудка:

1) категории количества – единство, множество, цельность;

2) категории качества – реальность, отрицание, ограничение;

3) категории отношения – субстанция, причина и следствие, взаимодействие;

4) категории модальности – бытие, возможность, необходимость.

На основе этих категорий (их сочетаний) образуется множество других категорий.

 

Таким образом, рассудок привносит в природу законы; он организует чувственный материал природы, а затем мы познаем законы, которые рассудок предварительно предписал природе. Чтобы обеспечить объективность и целостность синтетической деятельности рассудка, Кант вводит понятие трансцендентальное единство апперцепции.

 

Трансцендентальное – это внеопытное начало, обеспечивающее возможность априорного познания; апперцепция – восприятие. Это сверхчувственное единство восприятий, характеризующее трансцендентального всеобщего субъекта познания. Конкретнее, трансцендентальная единство апперцепции – это самосознание человека (трансцендентального субъекта), аналог Декартовского принципа Cogito («я мыслю»). Трансцендентальное единство апперцепции сопровождает всю рассудочную познавательную деятельность человека, тем самым синтезирует, воплощает в некую целостность, единство последовательный ряд синтезов, осуществляемых нашим рассудком.

 

В трансцендентальной аналитике Кант вводит еще несколько понятий. Прежде всего, поскольку синтез чувственного материала и априорных категорий – это сложная операция, которая осуществляет соединение разнородных по своему качеству реальностей (чувственного материала и априорных категорий), Кант говорит о некой среде, которая соединяет эти две реальности. Такой «склеивающей» реальностью является время, т.к. время причастно и к чувственной реальности, и к абстрактной (познающей) реальности. Это время он называет схематизмом чистых понятий рассудка.

 

Кант выделяет понятие «продуктивное воображение», которое есть не что иное, как интеллектуальная интуиция, или смекалка, которая помогает ориентироваться, схватывать определенные решения в процессе познания мира.

 

Важнейшими категориями Кантовской теории познания является «вещь в себе» и «явление», иначе их называют  «феномен» и «ноумен».

 

Явление – это вещь, какой мы ее воспринимаем; вещь, несущая на себе печать априорных форм чувственности (пространство и время) и априорных категорий рассудка (качество, количество, отношение и модальность). Кант утверждает, что существует спец. оптика рассудка в форме априорных форм чувственности и априорных категорий. Поэтому любая вещь, которая попадает в сферу нашего познания, превращается в феномен, в явление, т.к. ее познание, ее восприятие обусловлено априорными формами чувственности и априорными категориями рассудка. Любая вещь сформирована этими априорными категориями, несет на себе печать, не может появиться перед нами в какой-либо иной форме. Итак, это явление, или феномен.

 

Вещь в себе (ноумен) имеет несколько значений.

1) Сущность явлений.

2) Природа, воздействующая на наши органы чувств.

3) Предельная смысловая полнота знаний о предмете.

4) Сфера трансцендентных, сверхприродных (сверхчувственных) сущностей, где находятся бог, душа, бессмертие, свобода.

 

Кантовской философии присущ дуализм, который проявляется, в частности в явлении и вещи в себе; дуализме чувственного и рационального познания. Кант не является ни чистым эмпириком, ни чистым рационалистом. Он понимает ограниченность эмпиризма и рационализма. Он стремится к синтезу чувственного и рационального познания.

 

В идеологии Канта произошел странный парадокс: стремясь обеспечить достоверность нашего познания, Кант достигает своей цели путем ограничения познавательных возможностей человека. Он ограничил сферу познания только сферой мира явлений. По Канту наука в состоянии познавать лишь мир явлений, но ей не доступна сущность явлений, недоступно познание вещей в себе. С этим связан агностицизм Канта.

 

С одной стороны, Кант выступает за бесконечный прогресс научного знания, а с другой стороны, этот прогресс возможен лишь только в сфере мира явлений, вещь в себе оказывается недоступной. Сущность явлений недоступна научному познанию по Канту.

 

Кант выводит за границы научного познания все трансцендентные сущности, такие как Бог, бессмертие, свобода. Они не доступны чистому (теоретическому или критическому) разуму, но они являются предметом веры практического (этического) разума.

 

 

Трансцендентальная диалектика

Введение

 

Возможны ли в принципе априорные синтетические суждения в метафизике? Возможна ли метафизика как наука?

 

Метафизика как учение о вещах в себе, т.е. о боге, бессмертии, свободе не возможна в качестве науки. Таким образом, Кант разрушает традиционную метафизику, но с тем, чтобы тут же ее восстановить в образе критики чистого разума. «Метафизика возможна в качестве методологии научного познания, изложенного в критике чистого разума».

 

Кант пишет: «Я ограничил разум, чтобы дать место вере». Бог, которого невозможно исследовать средствами науки, выведен за границы науки – наука не может познавать бога. Бог – предмет веры практического разума. Для Канта практический разум более важен, чем критический (научный) разум.

 

Главная цель Канта была создать новую этику, но парадокс заключался в том, что оригинальность критики чистого разума заслонили собой критику практического разума и этику Канта. На самом деле практический разум важнее научного, критического разума. Поэтому бог, который выведен за пределы науки, становится предметом веры практического, этического разума.

 

Вообще, ученый это не обязательно порядочный и умный человек, он может быть похож на «одноглазого циклопа» (Кант), т.к. его убеждения могут быть односторонними. Он устремлен лишь в предмет научного исследования и слеп в отношении всего остального мира. Он не замечает этических проблем, следствий, которые вытекают из его занятий. Он занимается разработкой смертоносного оружия и не задается вопросом о будущем человечества.

 

 

Трансцендентальная диалектика

 

Основой метафизики является разум (основой научного познания (естествознания) является рассудок). Разум – это высшая познавательная способность человека, которая характеризуется возможностью создания обобщающих идей, способностью формулировать идеи. Рассудок оперирует понятиями и категориями. Разум устремляет наши познания к максимальной полноте знания. Разум руководит работой рассудка. Рассудок конструктивен (создает законы природы), разум регулятивен (регулирует деятельность рассудка).

 

Кант сформулировал три важнейшие идеи, которые составляют содержание метафизики:

1) Идея мира как целого – космологическая идея (на ее основе функционирует рациональная космология).

2) Идея единства психических явлений, на основе которой функционирует рациональная психология.

3) Идея сверхчувственных явлений. Это идея бога, которая является основой рациональной теологии.

 

Эти идеи создают три раздела философии: рациональная космология, рациональная психология, рациональная теология.

 

Кант подвергает критике все разделы традиционной метафизики. Прежде всего, он рассматривает рациональную теологию, отвергая все доказательства бытия бога. В «Мастере и Маргарите» (М. Булгаков) говорится, что Кант изобрел 5 доказательств бытия бога, разрушил их, чтобы воссоздать свои собственные доказательства. Среди рациональных доказательств бога Кант выделяет три важнейших: онтологическое, космологическое, физико-теологическое.

 

Онтологическое доказательство восходит к Ансельму Кентерберийскому (12 век). Это был средневековый реалист. Для него имя бога - не просто пустой звук, это выражение самой природы. Это бытийная сущность. Имя бога и есть сам бог. В боге совпадают сущность и существование. Сущность бога быть совершенным существом. Из сущности бога как совершенного существа вытекает вывод: он обязательно существует. В противном случае, бог не был бы совершенным существом. В этом смысл онтологического доказательства.

 

Кант говорит, что это чисто словесное доказательство. Оно тождественно пустой операции: «если бы наличности в моем кармане я приписал большое количество нулей, денег у меня в кармане не увеличилось бы» (Кант). Онтологическое доказательство говорит лишь только о сфере абстрактной, теоретической реальности, не затрагивая бытийную, онтологическую сторону бытия бога.

 

Кант подвергает критике и другие два доказательства.

 

Итак, рациональные доказательства оказываются невозможными. Но невозможное для науки становится возможным для практического разума, который принимает бога в качестве аксиомы – принципа, не требующего доказательства. Существование бога является необходимым требованием практического разума. Без бога практический разум не может обеспечить этическую справедливость в мире.

 

Перейдя к критике рассмотрения рациональной космологии, Кант обнаруживает, что когда наш разум рассуждает о мире в целом, то перед ним возникают неразрешимые логические противоречия, которые он называет антиномиями. 

 

 

Антиномии чистого разума

 

Антиномия – логически неразрешимое противоречие, тупик в познании. Реально антиномия представлена как два взаимоисключающих суждения об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении.

 

Когда разум выходит за границы возможного опыта и начинает рассуждать о мире в целом, то перед ним возникают 4 логических противоречия:

1) Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: мир не имеет начало во времени и безграничен в пространстве.

2) Тезис: каждая сложная субстанция состоит из простых частей. Антитезис: ни одна субстанция не состоит из частей.

3) Тезис: в мире наряду с необходимостью существует свобода. Антитезис: в мире существует только необходимость и нет никакой свободы.

4) Тезис: к миру принадлежит в качестве его причины или составной части абсолютно необходимое существо, т.е. бог существует. Антитезис – к миру не принадлежит ни в качестве его причины, ни в качестве его части абсолютно необходимое существо, т.е. бога нет.

 

Антиномии являются знаком, указывающим разуму, что он превысил свои познавательные возможности и тем самым погрузился в сферу проблематичного, недостоверного знания.

 

Явление

Вещь в себе

(бог, свобода, бессмертие)

Чистый разум

Практический разум

 

Сфера науки – это мир явлений, здесь возможен прогресс научного познания. Но научный разум не смеет переступать границу, т.к. он утрачивает почву под ногами, в мире «вещей в себе» нет того опыта, на который он мог бы опереться, и поэтому он начинает претендовать на познание бога, свободы, бессмертия, не имя под ногами прочного фундамента чувственного опытного знания. Поэтому возникают антиномии чистого разума, которые сигнализирует чистому разуму, что он переступил границы своей компетенции, превысил свои познавательные возможности.

 

 

Этика Канта

 

Кант является реформатором в этике. Он отвергает натуралистическую этику, которая выводила моральные принципы из природы человека, воли бога, понятия счастья и др. принципов. Нравственные принципы носят у Канта формальный, априорный, предельно общий характер. Его этика не связана с конкретными чувственными интересами человека (польза, счастье, наслаждение, благополучие, здоровье). В основе этики Канта – понятие морального (нравственного) долга. Это единственное качество в человеке, увеличение которого можно желать без ограничений.

 

Нравственный закон Кант называет категорическим императивом (этот закон повелевает человеком). Закон имеет несколько формулировок:

1) поступай так, чтобы каждый твой поступок мог стать принципом всеобщего законодательства (т.е. чтобы твой поступок могли повторить другие люди). Это перифраз библейского закона: поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой;

2) поступай так, чтобы человечество в твоем лице и в лице всякого другого человека всегда выступало как цель и никогда как средство, т.е. уважай нравственное достоинство любого человека, не позволяя никому топтать свое нравственное достоинство; часто заводим знакомство ради выгоды – используем человека как средство.

 

Кант делит поступки на легальные и моральные. Моральный поступок вытекает из одного уважения к требованию морального долга (человек действует вопреки собственным интересам, уважая моральный закон). Отдать последний рубль бродяге и остаться без завтрака - это моральный поступок. А когда богатый человек приглашает ветеранов раз в году вкусно поесть – здесь нет противостояния с внутренней склонностью человека, это легальный поступок.

 

Кант противопоставляет счастье моральному долгу. Мораль и счастье несовместимы, т.к. приходится жертвовать собственным счастьем и благополучием. 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.