Одаренность
Наследственность – не всегда, т.к. у заурядных родителей могут родиться одаренные дети; у талантливых родителей могут быть заурядные дети.
Типы одаренности:
- Общеумственная (интеллектуальная) одаренность – м.б. широкая или узкая.
- Академическая – умение учиться
- Художественная
- Креативная – нестандартный тип мышления.
- Социальная – организаторские способности, это «гении общения».
- Психомоторная, или спортивная.
Может ли одаренный человек быть нетворческим?
Любая одаренность предполагает соединение трех сфер: 1) креативность (творческая сфера), 2) повышенные умственные способности, 3) мотивационный момент (д. хотеть заниматься чем-то) – их не оттащишь от любимой деятельности.
Моцарт – любил вычислять. Его произведения можно играть и с начала до конца, и с конца до начала.
Леонардо да Винчи – одаренность во многих областях.
Одаренность, талант, гениальность.
Одаренность – предпосылки;
талант – если способности смогли реализоваться в чем-то;
талант высоких высот – гениальность.
Виды одаренности
- Степень сформированности: актуальная, потенциальная.
- Широта: общая и специальная.
- Время развития: ранняя (А. Пушкин) и поздняя (Ч. Дарвин).
Признаки одаренности
См. д/з
- Интеллект развитый: внимание, память хорошая, умение строить план действий, речь развитая - хорошо справляются с вербальными тестами (дать определение, дать свою точку зрения и т.д.)
- Творческая составляющая развитая.
- Увлеченность процессом.
- Трудолюбие.
- Самоконтроль
Определение одаренности
Тесты.
Что делать надо, чтобы развить одаренность; что не надо делать, чтобы не затормозить одаренность
- Воспитание трудолюбия.
Нужно загружать детей.
- Развитие ребенка - среда.
Искусственное сдерживание развитие одаренности может проявляться в насмешках, нет музыкальной школы в поселке, родители не уделяют внимания, никто не замечает, ничего не стимулируют, «ты меня еще учить будешь…»
- Семья и культурная среда.
Возраст почемучек – родители не отвечают, гасим познавательную активность. Сломал игрушку с целью узнать устройство – кто-то будет ругать, а кто-то сам разберет и починит вместе; авторитаризм родителей, их негибкость – жесткая дисциплина, что губит творчество. То же – авторитарные педагоги (все вопросы потом, нестандартное решение не поощряем…)
Духовная среда тоже будет способствовать развитию одаренности. Пристрастие к сериалам, играм губит одаренность.
Надо:
- Индивидуальный подход.
- Раннее выявление – наблюдательность.
- Создавать благоприятную среду (не ограничивать в увлечениях)
- Ускоренная программа в школе, или более глубоко проходить ту или иную тему.
- Терпимость, т.к. они все быстро понимают, не дают другим.
Избегать крайностей – не выдвигать на пьедестал, не опускать, чтобы не была неадекватная самооценка. Нужно относиться как к обыкновенным детям.