Теоретические методы научно-педагогического исследования
Большинство этих методов являются логическими. Они используются и в других науках.
- Разработка гипотезы исследования.
- Анализ
- Синтез
- Индукция
- Дедукция
- Систематизация
- Обобщение пед. фактов
- Сравнительный анализ различных концепций
- Моделирование
Используется, когда необходимо абстрагироваться от неважных свойств предмета и сконцентрировать на изучении наиболее важных свойств. Для этого искусственно создается объект, на который переносятся основные качества. Этот объект наз. моделью. Т.е. это воспроизведение характеристик исследуемого явления на специально созданном объекте – модели.
Так, прежде чем построить мост, архитектор строит модель.
Модели могут быть как материальными, так и идеальными (в голове исследователя).
Если модель идеальная, то метод называется мысленным экспериментом. Мысленный эксперимент – это своеобразная гипотеза, которая требует проверки на практике. Например, изобретенная методика требует проверки на школьниках.
Когда в педагогике используется моделирование? Когда проведение практических исследований затратно, или по этическим соображениям невозможно провести исследование, или оно очень масштабно. Так, нельзя практически доказывать, что те или иные методы могут нанести вред детям. По идее так в педагогике и должно быть.
Так, если бы с ЕГЭ был проведен эксперимент, не было бы больших проблем.
- Сравнительный исторический анализ.
Этот метод основан на принципе историзма. Мы рассматриваем изучаемое явление в его историческом развитии, т.е. историю и современное состояние. Так, когда пишем диплом, надо рассказать о том, что было сделано до нас по данной теме.