Великие педагоги
Сократ
Заложил метод проблемного обучения через сократовскую беседу.
Руссо
Теория «естественного права». Первоначально люди были равны, но разделились из-за частной собственности.
Теория естественного воспитания. Современные условия уродуют природу ребенка. Воспитатель д. предоставить возможность ребенку расти и развиваться свободно.
Метод естественных последствий – ребенок сам должен ощутить неприятные последствия своих действий.
От рождения до 2 лет – уделять внимание физ. воспитанию.
2 лет – 12 лет – развивать внешние чувства.
12 – 15 лет – умственное и трудовое воспитание.
15 лет – до совершеннолетия – нравственное воспитание.
Женщин надо воспитывать по-другому, в соответствии с социальным назначением – вести хозяйство, расти детей. Девочку надо воспитывать в повиновении и покорности. Нужно физ. воспитание, чтобы рожать здоровых детей. Никаких умственных знаний женщине не нужно.
Толстой Л. Н.
Осуждал буржуазную педагогику с ее догмами, предлагал становиться на путь эксперимента.
Единственный критерий педагогики: свобода.
Ставил задачу выстроить новую пед. систему. Использовал яснополянскую школу для эксперимента.
Создал систему дидактических взглядов.
Цель воспитание: стремление к гармоническому развитию.
Понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка.
Принципы:
- Сознательность и активность.
Должен учиться творить. Если не научился творить в школе, потом будет только подражать.
- Против механических обобщений. Необходимо от конкретного переходит к обобщениям, а не наоборот.
- Надо включать то, что близко и доступно детям. Сказки, знания о природе. Т.е. обучение д.б. доступным, в простой форме надо излагать.
- Нельзя учить лишь зазубривая.
- Наглядность (реальные предметы, опыты)
- Б. значение имеют сочинения, творческие работы.
- Свобода в обучении детей. Педагог дает свободу учащимся.
- Ученик должен знать, зачем он изучает тот или иной материал.
2 основные дидактические требования.
1. Понятность и занимательность.
2. Душевные силы д.б. в самых выгодных условиях.
Рекомендации учителю: давать больше сведений, меньше выводов и терминологии. Но не надо слишком упрощать. Иначе сложные задания не будут решать.
Т. создал азбуку. Рекомендовал не только пересказывать содержание, но и делать выводы. У ребенка д. возникать вопросы. Так будет развиваться критичность ума, способность отстаивать свою точку зрения.
Ребенок – цель, а не средство образ. процесса.
Развивать в ребенке положительное.
Нельзя сдерживать развитие ученика – непрерывность образования, переходящего в саморазвитие.
По-новому взглянул на мир ребенка. Показал, что взгляд д.б. гуманистическим, основан на любви.
П.Ф. Каптерев
Учился в Московской духовной академии. Работал преподавателем в семинарии, заведовал воскресной школой, преподавал в частных женских гимназиям.
Придавал б. значение семейному воспитанию. Считал, что нужно воспитывать с рождения. Цветные треугольники, палочки – то, что можно попробовать руками.
Говорил о большом значении детских садов.
Большое значение отводил игр.
Считал, что детский сад не снимает ответственность с детей.
Школа.
Приучает к умственному труду. Надо воспитывать любовь к умственному труду.
Принцип педагогики.
- Индивидуализация обучения и воспитания.
- Главное – воспитывать характер и волю детей.
Нужно улучшать правовое и материальное положение учителей, чтобы привлечь более способных людей в эту область.
Трудовое воспитание.
Выступал против профессионализации школы. Трудовое начало д.б. направлено на умственное развитие.
Церковная, государственная, общественная педагогика – периодизировал этапы развития российской педагогики.
Труды: «Пед. процесс», «История российской педагогики» и т.д.
Подвел под педагогику психологическую основу.
Интересно его читать.
У Каптерева есть все.