Характеристика профессии педагога
Это одна из наиболее древних профессий. Возникла 3000 лет назад, когда появились первые учреждения общественного воспитания – дома молодежи при патриархате. Когда появилась письменность и начали обучать грамотности, то это заведения стали называться школами; далее - гимназии, лицеи и пр.
Люди, которые обучали, не получали спец. профессию. Это так называемый предпрофессиональный период.
1. Одна из характеристик этой профессии - высокая соц. значимость. Т.к. она массовая. Куда бы мы ни приехали, везде будут медики и школа. (Еще должны быть органы внутренних дел, магазинчик – основные социальные услуги.)
Платон:
Если башмачник плохо будет выполнять работу, то ничего страшного, а если педагог будет плохо работать, то вырастет целое поколение плохо воспитанных людей.
От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа. Это экономически просчитано. Чем выше уровень образованности народа, тем больше производительность труда, тем больше валовой национальный продукт. В образование во всех развитых странах идет 7-8 % валового продукта.
Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением.
Главный принцип этой профессии такой же, как у медиков. Принцип “не навреди”.
2. Специфика пед. профессии - устремленность в будущее. Сама деятельность учителя ориентирована на формирование человека, который будет входить в жизнь лет через 10/11. Мы должны точно знать, какие качества человека будут необходимы и востребованы через 10/11 лет. Поэтому мы должны ориентироваться на будущее.
Пример:
Сейчас информационный век. Учитель уже не является источником информации. Задача учителя в 21-м веке в связи с развитием информационных технологий - как научить эту информацию получать, использовать и формировать определенное мышление и отношение, чтобы потом человек смог самостоятельно решать проблемы (например, этические проблемы). Стандарты: человек д.б. быстро уметь переучиваться, у человека должно быть креативное мышление и пр. Сейчас стандарты направлены на то, чтобы как можно больше самостоятельной работы было у учеников, больше творческих заданий. Объем домашней работы огромный.
*Неврозы лечатся выправлением почерка.*
Устремленность в будущее проявляется еще в том, что учитель не всегда может дождаться результатов своего труда. К примеру, учитель начальной школы. Много труда требуется, чтобы сформировать нужное отношение, сознательную дисциплину и т.д. Учитель – как садовник. Сажает дерево, а плодов может не дождаться.
3. Особая сложность педагогической профессии - все находится в постоянной динамике, диалектике, движении. Меняется абсолютно все: ученики, ученический коллектив – дети растут; условия – замена, а раздаточных материалов только на полгруппы; меняется сам педагог – нужно меняться вместе с детьми, которые растут.
Нужно принимать много решений за одну единицу времени, причем не все решения явные.
4. Требование педагогического такта. Тактичный продавец – не отвечать на грубость и т.д. А педагогический такт учителя – это очень тонкая вещь. Похвалил отличника, ему стало хуже, т.к. отношение к отличнику и так было плохим в классе. Или замечание сделал не так. Поэтому, прописать педагогический такт очень трудно. Это не христоматийно, не аксиоматично.
5. Еще одна характеристика пед. профессии: творческий характер. Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в изменяющихся условиях.
Это основные хар-ки педагогической профессии.
! Определение профессиональной этики (оставить место, посмотреть в инете) – часть этики, которая касается трудовых взаимоотношений в определенной профессии.
Кто же такой учитель? Почему такие требования предъявляются к этике учителя?
Если взять толковый словарь: преподаватель и наставник. По сути дела – это две стороны понятия учитель. С одной стороны – это преподаватель, т.е. тот, кто передает знания, накопленные человечеством. С другой стороны – это наставник, т.е. человек, который говорит, как себя вести, как жить, который наставляет; цель наставника – культурно-нравственное становление личности, социализация личности.
Т.о., в профессии учителя – две основные функции:
1. Адаптивная – связана с приспособлением учащихся к требованиям социальной культуры, т.е подготовка к жизни.
2. Гуманистическая – связана с развитием личности и ее самореализацией (самореализация, самопознание). Т.е. помощь в самореализации, самораскрытии, самопознании.
Откуда взялась этика, профессиональная этика, педагогическая этика