Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Дидактические концепции

Дидактические концепции

Определение. Дидактическая концепция (система) – это комплекс внутренних согласованных утверждений, основанных на единстве целей, содержании и дидактических принципов, касающихся организации обучения.

Рассмотрим три основные концепции.

 

Традиционная дидактическая

концепция

Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик)

Основные черты современных дидактических концепций.

Основоположник

Герберт (19 в.)

 

Джон Дьюи

 

Доминирующая роль

Все определятся преподавателем, кроме структуры урока – все разбито по этапам (см. ниже)

 

Учение (ученик отбирает формы, методы обучения; нет четкого плана и программ; занимаются тем, что интересно детям)

 

 

Цели

Формирование нравственного характера, интеллектуальных умений и теоретических знаний. Нравственность и дисциплина – основа школы по Герберту.

 

Развитие общих и умственных способностей детей, их разнообразных умений и подготовка их к жизни в условиях жесткой конкуренции.

 

Задача учителя – активизировать ученика к процессу обучения.

 

Основные методы

Вербальные методы (через слово устное – объяснение, беседа; письменное слово -  учебники)

 

Телесные наказания.

 

Практические методы: обучение через делание

 

 

 

 

 

Традиционная дидактическая

концепция

Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик)

Основные черты современных дидактических концепций.

Этапы урока

Ясность – учитель должен выделять материал и углубленно его рассматривать, с опорой на наглядность.

 

Далее – необходимо, чтобы материал был понят. Ступень –ассоциация (или понимание). Т.е. связать новый материал со старым материалом. Как правило, использовался метод беседы.

 

Система – выводы и обобщения, сформулировать понятия и законы.

 

Метод (применение, или упражнение) – закрепление материала через упражнения и задачи теоретического плана.

 

Ставят учебную задачу, в процессе решения задачи дети должны пройти 5 этапов:

- ощущение трудности в процессе деятельности,

 

- формулировка проблемы из сути затруднения,

 

- выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы,

 

- делаем выводы и выполняем новую деятельность в соответствии с полученными знаниями.

 

Это обучение называется проблемным.

 

 

 

 

 

Традиционная дидактическая

концепция

Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик)

Основные черты современных дидактических концепций.

Плюсы

Высокий уровень обученности (контроль – каждый год переводные экзамены);

 

дисциплина;

 

хорошая управляемость – т.к. все в руках учителя;

 

продуманность и системность знаний, которые даются,

 

продуманность правильно организованного процесса обучения (по ступеням).

 

Усваиваемость материала, активность детей, развитие их творческой активности, связь с трудом, жизнью, приобретение практических навыков, учет интересов, потребностей детей.

 

Работа в небольших группах. Дети на полу, тетради – на коленках.

 

Минусы

Недооценка интересов, потребностей детей (если языки и история, то древние);

 

творчества нет (дети пассивны);

 

 опора на формальные знания (те, которые развивают умственные способности, но не нужны в жизни), оторванность от жизни.

Знания не систематичны (дети сами определяют тему), забываются, нет системы отработки, система приводит к снижению уровня академических достижений (за счет неэкономности по времени – искать самому знания, переоценки спонтанных интересов детей, безсистемности знаний, недостаточной проработки уроков, недооценки роли учителя).

 

 

В одном случае – неучет личности, подавление творчества; во втором – недоучки. 

 

Основные характеристики современных дидактических концепций

Сейчас нет одной концепции, много разных, но все концепции объединяют общие черты.

  1. Целями обучения является не только усвоение знаний, но и общее развитие детей.
  2. Сочетание педагогического руководства с инициативой и активностью учащихся. Традиционная – все решает педагог; прогрессивистская – роль консультанта у педагога, педагог следует за учеником.
  3. Адаптация содержания образования к потребностям и интересам учащихся: дифференцированность учебных планов (разные школы, разные классы), программ, широкое использование курсов по выбору.
  4. Сочетание предметного обучения с изучением интегрированных курсов (этика семейной жизни, мировая художественная культура, ОБЖ; интегрированный курс – это курс, который содержит несколько дисциплин).

Разнообразие форм и методов обучения (называется процессуальная гибкость). Вербальные, практические и т.д. Это могут быть уроки – викторины, игры. 

 

Концепция развивающего обучения

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.