Дидактические концепции
Определение. Дидактическая концепция (система) – это комплекс внутренних согласованных утверждений, основанных на единстве целей, содержании и дидактических принципов, касающихся организации обучения.
Рассмотрим три основные концепции.
|
Традиционная дидактическая концепция |
Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик) |
Основные черты современных дидактических концепций. |
Основоположник |
Герберт (19 в.)
|
Джон Дьюи |
|
Доминирующая роль |
Все определятся преподавателем, кроме структуры урока – все разбито по этапам (см. ниже)
|
Учение (ученик отбирает формы, методы обучения; нет четкого плана и программ; занимаются тем, что интересно детям)
|
|
Цели |
Формирование нравственного характера, интеллектуальных умений и теоретических знаний. Нравственность и дисциплина – основа школы по Герберту.
|
Развитие общих и умственных способностей детей, их разнообразных умений и подготовка их к жизни в условиях жесткой конкуренции.
Задача учителя – активизировать ученика к процессу обучения. |
|
Основные методы |
Вербальные методы (через слово устное – объяснение, беседа; письменное слово - учебники)
Телесные наказания.
|
Практические методы: обучение через делание |
|
|
Традиционная дидактическая концепция |
Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик) |
Основные черты современных дидактических концепций. |
Этапы урока |
Ясность – учитель должен выделять материал и углубленно его рассматривать, с опорой на наглядность.
Далее – необходимо, чтобы материал был понят. Ступень –ассоциация (или понимание). Т.е. связать новый материал со старым материалом. Как правило, использовался метод беседы.
Система – выводы и обобщения, сформулировать понятия и законы.
Метод (применение, или упражнение) – закрепление материала через упражнения и задачи теоретического плана.
|
Ставят учебную задачу, в процессе решения задачи дети должны пройти 5 этапов: - ощущение трудности в процессе деятельности,
- формулировка проблемы из сути затруднения,
- выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы,
- делаем выводы и выполняем новую деятельность в соответствии с полученными знаниями.
Это обучение называется проблемным. |
|
|
Традиционная дидактическая концепция |
Прогрессивистская (педоцентрическая – т.к. в центре ученик) |
Основные черты современных дидактических концепций. |
Плюсы |
Высокий уровень обученности (контроль – каждый год переводные экзамены);
дисциплина;
хорошая управляемость – т.к. все в руках учителя;
продуманность и системность знаний, которые даются,
продуманность правильно организованного процесса обучения (по ступеням).
|
Усваиваемость материала, активность детей, развитие их творческой активности, связь с трудом, жизнью, приобретение практических навыков, учет интересов, потребностей детей.
Работа в небольших группах. Дети на полу, тетради – на коленках. |
|
Минусы |
Недооценка интересов, потребностей детей (если языки и история, то древние);
творчества нет (дети пассивны);
опора на формальные знания (те, которые развивают умственные способности, но не нужны в жизни), оторванность от жизни. |
Знания не систематичны (дети сами определяют тему), забываются, нет системы отработки, система приводит к снижению уровня академических достижений (за счет неэкономности по времени – искать самому знания, переоценки спонтанных интересов детей, безсистемности знаний, недостаточной проработки уроков, недооценки роли учителя). |
|
В одном случае – неучет личности, подавление творчества; во втором – недоучки.
Основные характеристики современных дидактических концепций
Сейчас нет одной концепции, много разных, но все концепции объединяют общие черты.
- Целями обучения является не только усвоение знаний, но и общее развитие детей.
- Сочетание педагогического руководства с инициативой и активностью учащихся. Традиционная – все решает педагог; прогрессивистская – роль консультанта у педагога, педагог следует за учеником.
- Адаптация содержания образования к потребностям и интересам учащихся: дифференцированность учебных планов (разные школы, разные классы), программ, широкое использование курсов по выбору.
- Сочетание предметного обучения с изучением интегрированных курсов (этика семейной жизни, мировая художественная культура, ОБЖ; интегрированный курс – это курс, который содержит несколько дисциплин).
Разнообразие форм и методов обучения (называется процессуальная гибкость). Вербальные, практические и т.д. Это могут быть уроки – викторины, игры.
Концепция развивающего обучения