Мотивы учебной деятельности,
развитие познавательных интересов школьников
Каким должен быть учитель? Он должен преподавать так, чтобы ученикам было интересно.
Вопросы:
1)Мотивы учебной деятельности
2)Познавательный интерес (что это такое далее раскрываем):
a.Сущность
b.Стадии
c.Виды
d.Уровни
e.Диагностика
3)Пути и средства развития познавательных интересов
1. Что такое мотив?
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней.
Мотив – это побудительная причина, повод к какому-то действию, то, ради чего человек занимается деятельностью.
Учебная деятельность определяется целым комплексом мотивов. Этот комплекс называется мотивацией.
Мотивов может быть очень много.
Существуют разные типологии, выделяется 5 групп мотивов:
1)Широкие социальные мотивы (понимание ребенком значимости обучения – не смогу реализоваться в жизни).
2)Познавательные мотивы (словесным выражением могут быть фразы: мне нравится решать задачу, меня радует решение, хочу больше знать и т.д.). Когда дети получают удовлетворение.
3)Моральный мотив (фразы – стыдно плохо учиться, не хочу огорчать родителей, не могу прийти без домашнего задания).
4)Мотивы общения (ребенок подрастает и ему требуется общение). Дети с удовольствием работают на уроках, когда организована соревновательная работа или групповая работа. Цель ребенка – занять какую-либо нишу в общности. Иногда ребенку нравится работать в группе - ребята помогут, с ними интересней.
5)Мотивы самовоспитания и самообразования – мотивы, связанные с центральной познавательной деятельностью по расширению своего кругозора (ехать на курсы ин. яз., т.к. это надо).
Не во всех источниках так группируются мотивы. Например, в психологической литературе (у Земиной) выделяются лишь широкий социальный и познавательный мотивы.
Мы нарисовали идеальную картину не существующего ученика. Это лишь позитивные мотивы учебной деятельности. Мотивация может включать и негативные мотивы учебной деятельности.
Негативные мотивы учебной деятельности:
1)Мотивы избегания неприятностей. Например, учу, чтобы не накричали, не поставили двойку.
2)Страх перед наказанием.
3)Эгоистические мотивы главенствования – желание занять определенный статус, быть главным в группе.
4)Презрение к интеллектуальной слабости.
5)Жажда награды. Окончишь без троек, купим новый компьютер. Обычно такие дети всю душу из учителя вынимают ради этого.
Какие мотивы надо развивать. Отрицательные нельзя. Какие положительные мотивы наиболее ценны?
Рассмотрим три ситуации:
1) Ученик решает задачу по математики для того, чтобы получить хорошую отметку (или не испытывать чувство вины, если ему поставят два за невыполненную домашнюю работу).
2) Выполняет задание для того, чтобы учитель похвалил.
3) Решает задачу, т.к. эта задача его увлекает. Не может бросить решение на середине.
Почему третья ситуация более предпочтительна? В первом и во втором случаях действие внешне мотивировано (причины поведения находятся за пределом этой деятельности - чтобы получить награду, не ругали …). Третья ситуация относится к внутренней мотивации (причина – в самой деятельности). Чем плоха внешняя мотивация? Если внешняя мотивация уберется, то действие рассыплется. Например, учительница заболела – можно идти гулять.
Поэтому, наиболее ценны внутренние мотивы учебной деятельности, которые связаны с познавательным интересом. Это не значит, что мы не должны развивать чувство долга, самообразования и т.д. Просто такая деятельность (внешне мотивированная) не глубока. Поэтому мы будем развивать внутренние мотивы. Основной путь – развитие познавательного интереса детей.
Внешний мотив – это мотив, который лежит за пределами самой деятельности, а внутренний мотив – который связан с самой этой деятельностью, и вне этой деятельности он не существует (когда человек получает удовлетворение от самой этой деятельности). Наша задача учителя – воспитывать детей так, чтобы у них было сочетание мотивов при наличии (доминанте) внутренней мотивации.
В школе преобладают внешние мотивы. ЕГЭ – ориентация на сдачу тестов, а не на развитие интереса.