Джон Локк
1. Критика Локком «теории врожденных идей».
Истоки – у Платона. В Новое время эту теорию разделяли Декарт, Спиноза, немецкий философ-ученый Лейбниц.
Аргументы, приведенные Локком в опровержении «врожденных идей». Джон Локк говорил, что если бы существовали врожденные идеи, то 1) они должны были бы присутствовать у всех людей без исключения с самого начала их рождения, но у детей маленьких врожденных идей нет, у слабоумных – тоже нет, у аборигенов – нет, следовательно, они не врожденны; 2) если бы существовали врожденные моральные принципы, они должны были бы быть одинаковыми у всех людей – но у всех народов разные моральные представления. Локк приводит ряд шокирующих примеров, когда откармливают пленников для поедания; поклоняются святому, который живет с ослицей.
Дж. Локк считает, что при рождении сознание человека пусто. По мере проживания жизни сознание заполняется чувственными данными, идеями – любой объект нашего сознания (реальный, фантастический, виртуальный).
2. Учение о внешнем и внутреннем опыте
Внутренний опыт – размышления, сравнения, обобщения, абстрагирования, многообразные рассудочные операции, которые дают нам новое знание. О внутреннем опыте мы узнаем путем самонаблюдения, интроспекции, наблюдая за внутренней работой нашего сознания.
Полемика Лейбница и Локка по поводу роли разума и чувственности в познавательном процессе.
3. Проблема первичных и вторичных качеств
Первичные качества: вес, объем, плотность, форма. Эти качества, воспринимаемые нами, тождественны собственным свойствам познаваемой вещи.
Вторичные качества: запах, вкус, цвет. Это чувственные восприятия. Эти качества определяются особенностями наших рецепторов.
У истоков первичных и вторичных качество стоял античный атомист Демокрит. Он говорил: «Только в мнении, недостоверном чувственном познании, существует сладкое, горькое, светлое, темное; в действительности существуют атомы и пустота».