Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Способы (методы) диагностики познавательного интереса

Способы (методы) диагностики познавательного интереса

 

1. Мы используем метод наблюдения.

 

Но: наблюдать надо правильно. Например, ребенок активный – это не значит с высоким уровнем познавательного интереса. Может быть такая ситуация: родители сказали, что если закончишь без троек, то мы купим тебе велосипед.

 

Мы обращаем внимание не только на уровень активности, но и на эмоциональные проявления (как правило, это поза, выражение радости от познания - когда они кричат yes). Но надо учитывать общеэмоциональную среду. Есть дети, которые не проявляют активно свои эмоции.

 

Наблюдаем, прежде всего, умственную активность (не просто активность). Оцениваем вопросы учащихся. Не считаем вопросы – а сколько клеточек отступить, а как писать ответ. Учитываем только глубокие вопросы: а что будет, если изменить условия и т.д.

 

Оцениваем уровень самостоятельность.

 

Оцениваем сосредоточенность и частая отвлекаемость. Чем дети более сосредоточенны, тем больший интерес они проявляют к данному виду деятельности.

 

Стремление к завершенностью учебных действий. Если они хотят, несмотря на все внешние помехи, завершить задание, это высокий уровень познавательного интереса.

 

Особенно стоит отметить реакцию на звонок. Если детям в радость звонок, то они не заинтересованы. Если интересен урок, то дети воспринимают звонок как досадную помеху и разочарование. Если они реагируют с досадой на звонок, то урок удался (не считать уроки с контрольными работами).

 

2. Анкетирование (пишем не только прямые вопросы, но и косвенные: не только какие предметы тебе нравятся, но и почему они тебе нравятся).

 

3. Сочинения детей – какие мои любимые уроки, мои любимые занятия в школе и дома, за что я люблю … /*ребенок сам допишет, какой предмет он любит и почему*/

 

4. Экспериментальные задания (составить расписание за неделю или на день). Пример ответов двоечников: Физ-ра, Физ-ра, Труд. Труд, Труд, Физ-ра. и т.д. Отличники писали все предметы.

 

Наиболее эффективный экспериментальный метод – это методика конвертов. Приглашаются дети, выбирают конверт с разными заданиями и выполняют разные задания. Из этого делаются выводы об их интересах.

 

Помимо методики с конвертами есть методика, которая позволяет уточнить познавательные интересы детей демотивированных, у которых не получается учиться хорошо. Это т.н. методика успеха: два раза дают легкое задание, т.е. задают ситуацию успеха и подкрепляют чем-либо (пятеркам, подарками), потом дают трудное задание, которое ничем не подкрепляется. Бывают следующие варианты: 1) бросают сразу (самый худший вариант прогноза развития познавательных интересов); 2) пытаются решить (проблема со знаниями), 3) справляется с этим заданием (проблема в том, что ребенок не уверен в себе).

 

Нам нужно знать об особенностях возрастных развития познавательного интереса.

Младшие школьники. ПИ не сильно идентифицирован: им нравится все, тянутся ко всему яркому, занимательному, интересному, эмоционально-окрашенному. ПИ направлен на результат, а не процесс. Для них главное, чтобы деятельность была связана с положительными эмоциями и т.д.

 

Подростки – по сравнению с начальной школой происходят сдвиги развития интересов. ПИ начинают дифференцироваться. Они начинают осознавать, что им больше нравится. Дифференциация начинается с 5-6 класса. Интересы более глубокие и осознанные. Это время (младший подростковый период – 5-6 кл.) считается наиболее сензитивным с точки зрения развития ПИ. Т.к. у них меняется мышление – появляется критичность мышления, начатки теоретического мышления. Они могут развивать ПИ в любой из областей. Для этого все готово. Общеучебные умения и навыки развиты. Если мы здесь задушим развитие ПЯ, то восстанавливать будет сложнее, т.к. меняется пластичность психики.

 

В подростковом возрасте падает интерес к учебной деятельности как к таковой. К 9-му классу меньше всего нравится русский язык. Математика – балл «нравится или не нравится» падает с 4,5 до 3.7 баллов (по 5-балльной шкале). К 9-му классу происходит пресыщение познавательной деятельностью – однообразие (нет новых предметов, новых учителей). Поэтому надо менять форму и методы работы, использовать групповые формы.

 

В старшей школе – происходит дальнейшая дифференциация ПИ. Интересные тенденции проявляются в старших классов. Происходит общая гуманитаризация познавательных интересов (интересы все больше приобретают гуманитарную направленность). Если хорошие учителя истории, литературы, эти предметы будут становиться все более интересными, т.к. эти предметы отвечают на те вопросы, который подросток сам ставит перед собой. Это поиск смысла, цели жизни. Эти предметы помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях. В математике тоже можно найти гуманитарные аспекты, сделать урок математики таким образом более интересным.

 

 

 

Основные пути (средства) развития познавательного интереса

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.