Опыт Хазанкина
Нетрадиционное построение. Хазанкин делит урок на урок-лекцию, урок решения ключевых задач, урок-консультация, зачетные уроки.
На уроке-лекции раскрывается тема крупным блоком, экономится время для дальнейших творческих работ. Структурные элементы: обоснование необходимости изучения темы, проблемные ситуации и анализ этих ситуаций, работа с утверждениями по определенной схеме, обсуждение круга вопросов, которые близки теме лекции и предполагают самостоятельную работу. Сообщение материала, выносимого на зачет, необходимая литература, дата проведения зачета.
Урок решения ключевых задач. Учитель вместе с учащимися решают основные задачи по теме. Виды работы с задачами: решение задач различными методами, решение системы задач, проверка решения задач товарищем, самостоятельное составление задач, аналогичных отработанным, участие в конкурсах и олимпиадах. Работа организована так, чтобы после разбора все научились решать. Ребята имеют схемы решения, которыми пользуются и на уроке, и на контрольных. Отбор ключевых задач уменьшает перегрузку старшеклассников.
Уроки-консультации. Ученики задают вопросы по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками состоит в том, что задачи компонуются в группы по методам решения, содержанию, сложности. Вычленяется одна задача. Решают задачи из разных карточек.
Зачетные уроки. Цель – организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач. Это уроки индивидуальной работы, которые служат для оценки и контроля знаний. В процессе зачета организуется вертикальная педагогика. У каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступень выше и подшефный ученик из класса на ступень ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Плохой оценки или выговора не бывает.
После повторения темы старшие получают задание подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания. Зачет проводится раз в неделю по каждой теме. Пользу получает и принимающий зачет. Происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого. Развивается мышление и у экзаменатора.
Алгоритм зачета. Школьник выполняет задание в карточке, после чего рассказывает старшекласснику, после чего старшеклассник объясняет то, что неправильно. Беседа идет до полного понимания. В зачетную карточку принимающий выставляет 3 оценки: за ответ по теории, за решение задач с карточки, за ведение тетради. Принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения задачи.
Заповеди по Хазанкину:
1)Теоретические знания должны быть глубокими. Понимать глубинную взаимосвязь изучаемого предмета; знать и уметь пользоваться общими методами данной науки.
2)Изучение математики связывать с другими учебными материалами и предметами.
3)Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решение задач, методы доказательства и общие методы решения задач.
4)Исследовать различные ситуации.
5)Учить догадываться.
6)Продолжать работать с решенной задачей.
7)Учить видеть красоту математики, процесс решения и результаты.
8)Составлять задачи самостоятельно.
9)Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой.
Перевое: у Хазанкина очень интересная система контроля, интересная структура. Второе – это вертикальная педагогика. Учителям удобно брать параллель – удобно, одна и та же подготовка. Хазанкин не берет параллель, он берет вертикаль: чтобы старший класс курировал младший - раз в неделю старшеклассники принимают зачеты у более младшего класса. Это помогает и тем ученикам, которые находятся на низком уровне обучения, и тем, кто находится в старших классах (идет дополнительное повторение). Так обеспечивается индивидуализация процесса обучения.
Зачет можно принимать втроем (с другими учителями) по каждой теме.
Можно взять книги по Хазанкину. Большей частью в журнале «Математика в школе» или «Математика и школа», журнал «Квант» (он брал оттуда задачи). Журнал «Квант» (математический журнал). Старые журналы «Квант» есть в библиотеке. Есть задачки для малышей, есть статьи для старших классов.
Пути и средства активации познавательной деятельности обучающихся