Контрольные вопросы к теме "Личность"
1. Чем отличается понятие личности от конкретной личности?
Личность – одно из центральных понятий современной психологии. Понятие «личность» разными авторами понимается по-разному. Обычно это особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и которые свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые в социуме поступки. Структура личности включает: направленность стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента. С понятием личности связаны понятия: когнитивная сфера, аффективная сфера, направленность личности, мировосприятие, мировоззрение, опыт, способности, темперамент, характер, Я-концепция и пр.
Каждая конкретная личность уникальна. Ее уникальность в своем мировосприятии, собственной направленности, опыте, способностях, темпераменте, характере, Я-концепции, проявлении когнитивных и аффективных функций. Конкретную личность изучают юристы, социологи, педагоги (например, проблемную личность).
Таким образом, понятие личность зависит от науки, концепции ученого. Сколько ученых, столько понятий. Конкретная личность – это человек во всей своей уникальности.
2. Что изучает наука психология – понятие личности или конкретную личность?
Психология изучает понятие личности.
3. Кто и зачем наблюдает и изучает конкретную личность?
Юристы, социологи, педагоги наблюдают конкретную личность с целью классификации личностей, выявления проблем в развитии личности и выработки путей их решения.
4. Можно ли личность формировать?
Разные психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Гуманистические психологи считают, что личность – это росток, которому надо помогать расти, но никак не формировать. Поведенческие психологи считают, что личность следует активно формировать
5. Чем отличается личность от индивидуальности?
Индивидуальность – это особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других. Если понятие «личность» трактовать в широком понимании как перечень всех ее отличительных от других особей свойств, то личность то же самое, что индивидуальность. Однако личность в узком смысле (как ее понимают в психологии) – это человек, которых сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.
6. Что означают слова «личность одна, описаний личности множество». Приведите конкретный пример.
Сколько ученых, столько и описаний личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность. В бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. В психоанализе (З. Фрейд) – борьба между Ид и Сверх-Я. В деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) – это иерархия мотивов. В синтон-подходе (Н.И.Козлов) – это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован или нет каждым человеком.
7. Зачем учителю информатики в общеобразовательной школе понимать, что такое личность и знать, чем она характеризуется?
Понятие личность связано с такими понятиями, как когнитивная сфера, аффективная сфера, направленность личности, мировосприятие, мировоззрение, опыт, способности, темперамент, характер, Я-концепция и др.
Для организатора процесса обучения важно видеть проблемную личность среди учеников. Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться. Обычно ей нужно решить свои проблемы, т.е. избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты. Важно увидеть проблемы и попытаться их решить.
Кроме этого, у учителя информатики форма работы дифференцированная и индивидуализированная. Как правило, информатик работает либо отдельно с каждым ребенком, либо с малой группой детей, поэтому ему важно адаптировать свое поведение к каждому ребенку, важно знать, как это сделать.