Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Виды неуспеваемости

Виды неуспеваемости

 

Определение видов неуспеваемости по А. М. Гельмонту. Здесь выделяется три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

 1. общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;

 2. частичная, но относительно стойкая неуспеваемость: по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

 3. неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко устраняемая.

 

 

По Бударному А.А. различается два вида неуспеваемости.

  1. «Абсолютная неуспеваемость», которая соотносится с минимумом требований. Это та неуспеваемость, которая выражается оценками «2» и «1».
  2. «Относительная неуспеваемость». – соотносится не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

 

Классификация неуспевающих школьников

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский. Он выделяет три типа неуспевающих школьников, взяв за основу мыслительную деятельность, связанная с обучаемостью, и направленность личности школьника, определяющую его отношение к учению.

 

1.Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

 

2.Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности  при отрицательном отношении  к учению и частичной или  полной утрате позиции школьника.

 

3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

 

Первый  тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

 

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них  источником морального конфликта, так  как в силу ограниченности своих  познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

 

Второй  тип неуспевающих школьников.

Учащиеся  этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации. В учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

 

Третий  тип неуспевающих школьников.

Для этого  типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

 

Слабое  развитие мотивационной стороны  познавательной деятельности проявляется  в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств  определяет отрицательное отношение  к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

 

 

Л. С. Славина, А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский классифицируют по доминирующей причине.

  • Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения,
  • другую - дети со слабыми способностями к учению,
  • третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.

 

П. П. Блонский классифицирует неуспевающих школьников на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности.

  • Первый тип - «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) задания  воспринимает невнимательно, часто  их не понимает, но вопросов  учителю не задает, разъяснений  не просит;

2) работает  пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

3) не  подмечает своих неудач и трудностей;

4) не  имеет ясного представления цели, не планирует и не организует  свою работу;

5) либо  работает очень вяло, либо снижает  темп постепенно;

6) равнодушно относится к результатам работы.

 

  • Второй тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.

 

Причины неуспеваемости

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.