Программированное обучение
Ученые – Скиннер и Краунер (у истоков, США, создали обучающие машины).
Это обучение в соответствии с обучающей программой. Цель – сделать процесс обучения более управляемым. Любая программа – это управляемый процесс. Это обучение по шагам. Шаг: доза информация, задание к дозе, которая проверяет, усвоена информация или нет; ответ ученика верный – к следующему шагу; неверный – пояснения. Это линейное программирование.
Есть еще и разветвленное программирование. Дается несколько вариантов ответов. Если неправильный ответ, ученик отсылается к определенной дозе информации, которая связана с этим неправильным ответом. Если слабый ученик – будет долго блуждать.
Существуют смешанные программы: где-то линейное программирование, где-то разветвленное программирование.
Плюсы:
- Хорошая управляемость процессом.
- Полный, постоянный контроль; устойчивая обратная связь.
- Ребенок работает самостоятельно. Это развивает познавательную самостоятельность детей.
- В своем темпе. Возможность индивидуализации (т.к. в своем темпе).
В конце прошлого века были разработаны адаптивные программы. Машина определяла уровень подготовки учеников и под уровень ученика подбирала обучающую программу.
Минусы:
- Не любой материал поддается программированию. Познавательная самостоятельность будет развиваться до определенного уровня (не достигнем уровня творчества), т.к. не любой материал можно программировать. Репродуктивная деятельность программируется хорошо. Когда многовариантность, неоднозначность решения проблем – нельзя использовать этот вид обучения.
Советские дидакты комбинировали творческий характер познавательной деятельности и программированное обучение.
- Тормоз для развития творчества, самостоятельности, мышления.
Есть программированные учебники (даже для педагогов).