Проблемы подросткового возраста
- Эмоциональная неустойчивость.
- Внимание к себе как к взрослому.
- Дефекты воспитания.
- Взрослость проявляется в грубости, бунте против родителей, наркотиках.
- Обращает меньше внимания на учебу, потребность в общении. Дружба построена на основе эмоционального контакта. Дружба как понимание.
Отличие подросткового периода от младших школьников (что нового?)
Потребность, приводящая к кризису: чувство взрослости, приводящее к требованию свободы. Как только не дают реализоваться этому чувству, идет бунт.
У народов Севера (и других племенных народов) нет понятия кризиса подросткового периода: подростки помогают родителям – работают, с 12 лет уже принимают участие в советах.
С одной стороны, считаем подростка взрослыми, но, с другой стороны, не даем эту взрослость реализовать.
Что нового появляется:
1. период развития познавательных интересов, они уже умеют учиться, развито мышления – с удовольствием ходят в секции и кружки. Т.е. происходит дифференциация интересов детей.
Мышление становится критическим. Подростки все подвергают сомнению – всегда спорят. Это основа развития познавательных интересов и творческого мышления.
2. потребность в самоутверждении.
3. формируется самооценка в этот период – с охотой включаются во внеклассную деятельность.
Чем подростки отличаются от старшеклассников
- Устремленность в будущее – основная характеристика старшеклассников.
- Начинается проф. самоопределение.
- Самостоятельность мышления появляется у старшеклассников – есть своя точка зрения на те или иные вопросы.
- Отношения со взрослыми налаживаются. Появляется опыт общения со взрослыми.
- Проблема: разные ценности со взрослыми à причины конфликтов.
- Здесь нужно не воспитывать, а организовывать самовоспитание, помочь найти себя – посоветовать, дать книгу и т.д.