Основные пути (средства) развития познавательного интереса
Выделяют три основных фактора (средства) развития познавательного интереса:
1)Содержание обучения – через содержание (учебный материал) мы можем развивать познавательный интерес.
2)Через организацию уч.-позн. деятельности, т.е. подобрать такие формы и методы, которые бы стимулировали познавательную деятельность.
3)Создание положительного эмоционального климата на уроке. Важен микроклимат в классе и учитель (его отношению к предмету, его отношению к детям). Может быть слишком авторитарный стиль у преподавателя. Или в классе: ответишь, начинают другие шикать – что, больше всех нужно.
Содержание. Делится на три аспекта:
1)Новизна (эффект новизны). Новый материал всегда так или иначе привлекает внимание учащихся. Можно и старое показать с нового ракурса, с новой стороны. Мы можем увидеть в известном что-то неизвестное.
2)Историзм – различные исторические справки. Например, на математике, часто ли вы заглядывали в конец книжки? Пример, начать урок так: я расскажу про одного маленького мальчика, который считал и решал быстро. В результате у учителя не было времени заниматься другими учениками. Он сказал ученику – посчитай сумму чисел от 1-го до 100. Мальчик посчитал почти сразу. Мальчик был Гауссом. Как это сделал, мы сегодня узнаем. Также исторические задачи. Пример: Ломоносову заплатили премию в медных монетах. Привез ли он ее домой на двух возах? Ответ: да (около тонны). Также задачи, которые решали наши дедушки и бабушки, в глубокой древности (например, софизм).
3)Показ практической значимости знаний. Задачи с практическим содержанием.
4)Приведение удачных сравнений, аналогий, использование произведений искусства, литературы, неожиданная форма задачи, например в стихотворной форме.
Все это касается внешней занимательности (что-то яркое, неожиданное, необычная форма). Мы должны использовать еще и внутреннюю занимательность. В математике – нестандартный способ решения задач, мат. идея. Например, задачку в 4 действия можно свести к задаче из 2-х действий или с помощью геометрии. Внешняя занимательность помогает лишь пробудить интерес и поднять его на уровень любознательности. Если мы хотим развить теор. интерес, то нужно использовать внутр. занимательность. Математика интересна своей четкостью, логикой, последовательностью, связью и т.д. Это главный козырь математики.
Организация
1)Индивидуализация учебной работы – нужно учитывать индивидуальные способности детей, их уровень развития; нужно вести обучение на уровне ближайшего развития.
2)Проблемное обучение или обучение с элементами проблемного обучения.
3)Формы обучения такие, как: дискуссия, различные дидактические игры, соревнования, коллективная работа, групповая работа. Все то, что так или иначе стимулирует развитие познавательного интереса.
Главное, чтобы ребенок видел продвижение вперед. Чтобы он видел приращение своих знаний. Тогда мы выбрали все верно.
Каким должен быть учитель:
1)Заинтересованность в своем деле (так, чтобы самому был интересен предмет).
2)Учитель должен быть справедливым (баланс требований и возможностей учеников).
3)Должен быть позитивным по отношению к ученикам (обладать позитивизмом). Должен обладать пед. оптимизмом – верить в каждого ученика. Так, чтобы видел ученика, а не пешку
4)Не был авторитарным. Д.б. демократическим.