Принципы воспитания
Это реализация закономерностей в основных требованиях, которые мы предъявляем к процессу воспитания.
Принципы воспитания – это исходные положения, определяющие основные требования к воспитанию, его содержанию и методам. (Принципы – это требования, предъявляемые к процессу, явлению и т.д.)
Что же это за требования? Разобьем на группы.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то можно выделить следующие принципы:
- Целенаправленность;
- Связь воспитания с жизнью и трудом;
- Воспитание в коллективе.
Если рассматривать воспитание с точки зрения психо-физиологических особенностей развития личности:
- Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых;
- Демократизм и гуманизм;
- Опора на положительное в человеке;
- Учет возрастно-половых и индивидуальных различий воспитанников;
- Преемственность воспитания, единство требований.
Подробнее об этих принципах.
Принцип целенаправленности. Воспитание всегда носит преднамеренный, целенаправленный характер. Если этого нет, то это уже не воспитание, а стихийное формирование. Цель пронизывает весь процесс воспитания.
Воспитание родителей тоже целенаправленны. Они знают, каким они хотели бы видеть своего ребенка.
Связь воспитания с жизнью и трудом. Воспитание не м.б. оторвано от жизни. Этот принцип реализуется с двух сторон. С одной стороны, успешность воспитания зависит от того, насколько мы удачно опираемся на жизненный опыт детей. Всегда лучше усваивается на примерах из жизни. С другой стороны, назначение воспитание – подготовить к жизни, к трудовой дальнейшей деятельности. С одной стороны, труд – средство воспитания (через труд развиваем), с другой стороны – цель воспитания. Об этом говорили все: Джон Локк («О воспитании джентльмена»), Жан Жак Руссо «Об Эмили» (обучение ремеслам необходимо для гармоничного развития ребенка. Трудовое воспитание – ядро воспитательной системы любого педагога.
Константин Дмитриевич Ушинский: «После тяжелого труда, кажется и небо светлее, и солнце ярче, и люди добрее». Сдал сессию – ощущается легкость. «Наслаждения быстро теряют ценность, если не сопровождаются трудом, опустошают сердце человека и отнимают все лучшие его достоинства».
Но не всякий труд несет высокий воспитательный потенциал. Труд д.б. педагогически целесообразен. Труд должен быть разнообразным, осмысленным, творческим. В Японии – урок труда. Дали бумагу, ножницы, скотч. Сделать объемную композицию. Выиграет тот, у кого композиция выше. С одной стороны, отрабатывается мелкая моторика, с другой стороны, развивается творческий потенциал.
Принцип воспитания в коллективе. Для человека нужно человеческое общество. Наилучшее условие для развития ребенка дает детский коллектив, создающий приятную эмоциональную защищенность. Но: детский коллектив и группа детей – не одно и то же. Нельзя без детского коллектива развить организационные навыки, навыки общения.
Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащегося.
Развитие самостоятельности и активности детей – это, с одной стороны, цель воспитания, а с другой стороны, это средство. Необходимо тонкое дозирование педагогического руководства и самостоятельности детей. На начальном этапе, когда опыт детей мал, пед. руководства преобладает; но как только дети чему-то научаются, увеличивается жизненный опыт, учителю нужно уходить в тень. Общее правило: не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Если делаешь, активность у ребенка снижается, и он перестает это делать.
В 3 года ребенок просит одеться сам, но нам некогда – и мы одеваем его. В 4 года он уже протягивает ноги, чтобы его одевали. Мы активность не развивали, в результате ребенок не умеет одеваться. Мы сами убираем игрушки за детей, застилаем постель, а потом удивляемся, почему ребенок такой ленивый.
Демократизм и гуманизм
Макаренко: «Как можно больше уважения к ребенку в сочетании с разумной требовательностью к нему».
Требовательность обязательна должна быть.
Опора на положительное
2 взгляда на воспитание. В каждом ребенке есть негативное и позитивное.
Традиционный подход: если есть негатив, его надо вытеснить – ругать, наказывать, стращать.
Второй подход: расширение позитива, уменьшение негатива. Что такое негативное – это недостаточное развитие позитивного. Так, что такое лень в ребенке? Это недостаточно развитое трудолюбие. Что такое ложь? – Недостаточное развитие правдивости. Грубость – недостаток культуры поведения. Чтобы убрать негатив, надо расширять позитив, опираясь на позитивное. Если ребенок жаден, и мы его ругаем за конфеты, которые он таскает, так ничего не добьешься. А надо развивать умение делиться. Дать конфетку, попросить дать ее бабушке. Бабушка поцелует. Ребенок радуется. Это переходит в привычку.
Преемственность воспитания, единство требований
Несогласованность воздействия – это внешние противоречия, которые осложняют процесс воспитания.
Преемственность воспитания. Часто меняются учителя. Чехарда. Нужно, чтобы следующий продолжал предыдущего.