Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Принципы воспитания

Принципы воспитания

 

Это реализация закономерностей в основных требованиях, которые мы предъявляем к процессу воспитания.

 

Принципы воспитания – это исходные положения, определяющие основные требования к воспитанию, его содержанию и методам. (Принципы – это требования, предъявляемые к процессу, явлению и т.д.)

 

Что же это за требования? Разобьем на группы.

 

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то можно выделить следующие принципы:

  1. Целенаправленность;
  2. Связь воспитания с жизнью и трудом;
  3. Воспитание в коллективе.

 

Если рассматривать воспитание с точки зрения психо-физиологических особенностей развития личности:

  1. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых;
  2. Демократизм и гуманизм;
  3. Опора на положительное в человеке;
  4. Учет возрастно-половых и индивидуальных различий воспитанников;
  5. Преемственность воспитания, единство требований.

 

Подробнее об этих принципах.

Принцип целенаправленности. Воспитание всегда носит преднамеренный, целенаправленный характер. Если этого нет, то это уже не воспитание, а стихийное формирование. Цель пронизывает весь процесс воспитания.

 

Воспитание родителей тоже целенаправленны. Они знают, каким они хотели бы видеть своего ребенка.

 

Связь воспитания с жизнью и трудом. Воспитание не м.б. оторвано от жизни. Этот принцип реализуется с двух сторон. С одной стороны, успешность воспитания зависит от того, насколько мы удачно опираемся на жизненный опыт детей. Всегда лучше усваивается на примерах из жизни. С другой стороны, назначение воспитание – подготовить к жизни, к трудовой дальнейшей деятельности. С одной стороны, труд – средство воспитания (через труд развиваем), с другой стороны – цель воспитания. Об этом говорили все: Джон Локк («О воспитании джентльмена»), Жан Жак Руссо «Об Эмили» (обучение ремеслам необходимо для гармоничного развития ребенка. Трудовое воспитание – ядро воспитательной системы любого педагога.

 

Константин Дмитриевич Ушинский: «После тяжелого труда, кажется и небо светлее, и солнце ярче, и люди добрее». Сдал сессию – ощущается легкость. «Наслаждения быстро теряют ценность, если не сопровождаются трудом, опустошают сердце человека и отнимают все лучшие его достоинства».

 

Но не всякий труд несет высокий воспитательный потенциал. Труд д.б. педагогически целесообразен. Труд должен быть разнообразным, осмысленным, творческим. В Японии – урок труда. Дали бумагу, ножницы, скотч. Сделать объемную композицию. Выиграет тот, у кого композиция выше. С одной стороны, отрабатывается мелкая моторика, с другой стороны, развивается творческий потенциал.

 

Принцип воспитания в коллективе. Для человека нужно человеческое общество. Наилучшее условие для развития ребенка дает детский коллектив, создающий приятную эмоциональную защищенность. Но: детский коллектив и группа детей – не одно и то же. Нельзя без детского коллектива развить организационные навыки, навыки общения.

 

Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащегося.

 

Развитие самостоятельности и активности детей – это, с одной стороны, цель воспитания, а с другой стороны, это средство. Необходимо тонкое дозирование педагогического руководства и самостоятельности детей. На начальном этапе, когда опыт детей мал, пед. руководства преобладает; но как только дети чему-то научаются, увеличивается жизненный опыт, учителю нужно уходить в тень. Общее правило: не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Если делаешь, активность у ребенка снижается, и он перестает это делать.

 

В 3 года ребенок просит одеться сам, но нам некогда – и мы одеваем его. В 4 года он уже протягивает ноги, чтобы его одевали. Мы активность не развивали, в результате ребенок не умеет одеваться. Мы сами убираем игрушки за детей, застилаем постель, а потом удивляемся, почему ребенок такой ленивый.

 

Демократизм и гуманизм

Макаренко: «Как можно больше уважения к ребенку в сочетании с разумной требовательностью к нему».

Требовательность обязательна должна быть.

 

Опора на положительное

2 взгляда на воспитание. В каждом ребенке есть негативное и позитивное.

 

Традиционный подход: если есть негатив, его надо вытеснить – ругать, наказывать, стращать.

 

Второй подход: расширение позитива, уменьшение негатива. Что такое негативное – это недостаточное развитие позитивного. Так, что такое лень в ребенке? Это недостаточно развитое трудолюбие. Что такое ложь? – Недостаточное развитие правдивости. Грубость – недостаток культуры поведения. Чтобы убрать негатив, надо расширять позитив, опираясь на позитивное. Если ребенок жаден, и мы его ругаем за конфеты, которые он таскает, так ничего не добьешься. А надо развивать умение делиться. Дать конфетку, попросить дать ее бабушке. Бабушка поцелует. Ребенок радуется. Это переходит в привычку.

 

Преемственность воспитания, единство требований

Несогласованность воздействия – это внешние противоречия, которые осложняют процесс воспитания.

 

Преемственность воспитания. Часто меняются учителя. Чехарда. Нужно, чтобы следующий продолжал предыдущего. 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.