Лабораторная работа
Хороший учитель глазами детей
Цель работы: определить качества хорошего учителя в зависимости от возраста.
Объект: дети среднего (6 класс) и старшего (10 класс) школьного возраста, учителя.
Методы использования: детям разного школьного возраста и учителям был задан вопрос (письменно) – перечислите качества хорошего учителя.
Результаты работы:
6 класс:
1. Много знает – 76%;
2. Чуткий и внимательный – 74%;
3. Трудолюбивый – 73%;
4. Добрый, справедливый – 72%;
5. Интересно, от души объясняет – 69%;
6. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь – 61%;
7. С веселым характером – 61%;
8. Не жалуется родителям – 58%;
9. Во время перемен с нами – 38%.
10 класс
1. Высокая культура, эрудиция и знание предмета – 72%;
2. Принципиальность, требовательность по отношению к учащимся, товарищам по работе – 71%;
3. Добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей – 69%;
4. Чуткость, внимание, такт – 64%;
5. Требовательность к себе – 63%.
6. Предложено заменить учителя компьютером – 25 %.
Учителя
1. Применение активных методов организации учебной деятельности учащихся – 92%.
2. Привлечение внимания учащихся и развитие их интереса к познавательным целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы – 84%.
3. Дифференциация и индивидуализация заданий по степени трудности – 73%.
4. Рациональный отбор содержания материала – 68%.
5. Развитие внутренних стимулов у учащихся к самому процессу учения – 60%.
6. Показ учащимся практической ценности всех сообщаемых им знаний, связывание этих знаний с их жизненным опытом, с уже выработанными у них интересами и запросами – 60%.
7. Осуществление межпредметных связей в обучении – 45%.
8. Мотивационная направленность учащихся – 37%.
9. Установление психологического контакта между учителем и учениками – 31%.
Выводы: Результаты опроса детей показали, что главными качествами хорошего учителя дети видят энциклопедичность знаний, чуткость и справедливость; главным для учителей является знание различных методик и развитие интереса учеников к предмету, индивидуальный подход, пункт «установление психологического контакта между учителем и учениками» занимает одно из последних мест. Таким образом, оценка качеств, которые должны быть присущи хорошему учителю, у учителей и детей значительно отличается.