Томас Гоббс «Левиафан»,
главы 13, 14, 17
конспект
Глава XIII О естественном состоянии человеческого рода в его отношении к счастью и бедствиям людей
В природе человека есть три основные причины войны: 1) соперничество; 2) недоверие; 3) жажда славы. Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы (употребляют насилие, чтобы завладеть чужим), вторая – в целях собственной безопасности (употребляют насилие в целях самозащиты), а третья – из соображений чести (употребляют насилие из-за пустяков – неверного слова в их адрес и т.д.).
Естественное состояние. Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех – война сводится не только к боям, но и их ожиданию. В таком состоянии нет ни ремесел, ни других достижений, а есть постоянный страх насильственной смерти.
Природу человека и страсти нельзя обвинять во грехе, пока нет закона, запрещающего его. А такого закона не могло быть, пока люди не договорились о том, кто будет составлять этот закон.
Доказательством верности сказанного является общество во время гражданской войны при отсутствии власти; короли – их автор сравнивает с гладиаторами, они всегда в состоянии непрерывной зависти и имеют огромные войска и шпионов.
В состоянии войны всех против всех понятия справедливого и несправедливого не существуют, т.к. нет власти – нет закона – нет несправедливости. Две добродетели на войне – сила и коварство. Но человек может выйти из этого состояния – путем страстей и с помощью разума.
Страсти, склоняющие к миру, - это страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. Разум подсказывает подходящие условия мира, которые называются естественными законами.
Глава XIV О первом и втором естественных законах и о договорах
Естественное право - свобода человека использовать собственные силы для сохранения собственной жизни.
Свобода - отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы.
Естественный закон - предписание, или найденное разумом общее правило, по которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни.
Различие между правом и законом. Право - свобода делать или не делать; закон обязывает к чему-либо.
В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека. Отсюда вытекает первый естественный закон: следует искать мира и следовать ему, если есть надежда на мир; если нет надежды, то у человека есть право защищать себя всеми возможными средствами.
Второй естественный закон (вытекает из первого): довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других людей по отношению к себе. Закон Евангелия аналогичен: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Отказ от права означает устраниться с пути другого, чтобы не препятствовать ему в использовании его первоначального права.
Отречение от права. Перенесение права. Обязательство. Долг. Отказ от права совершается или простым отречением, или перенесением права на другого человека. Простое отречение имеется, когда отказывающийся не интересуется, кому достанется благо права. Перенесение имеется, когда отказывающийся желает, чтобы благо права досталось определенному лицу. Когда человек отказался от права, говорят, что он обязан не препятствовать тем, кому уступил это право, что на нем лежит долг и обязанность не отменять своего акта и что противодействие есть несправедливость и неправомерность.
Несправедливость и неправомерность - произвольное разрушение того, что раньше было добровольно сделано. Люди не нарушают свои обязательства из боязни зла, которое влечет за собой их нарушение.
Не все права отчуждаемы. Когда человек отрекается от права, он надеется получить взамен какое-то благо, которым и являются неотчуждаемые права, например, право на защиту.
Взаимное перенесение права есть договор. Договор отличается от соглашения. Соглашение имеет места, когда выполнение обязательства носит отсроченный характер. Выполнение обязательств называется верностью, невыполнение – нарушением верности.
Дар – это не взаимное перенесение права, а перенесение права только одной стороной по разным причинам (например, приобрести славу человека милосердного и т.д.)
Знаки, выражающие договор непосредственно, - слова. Знаки, выражающие договор путем умозаключения, - действия (молчание и.д.), выражающие волю человека.
Заслуга. Если одна сторона в договоре выполнила свои обязательства первой, то говорят, что она заслуживает то, что она должна получить от второй стороны. Заслуга может быть и через соревнование. Между этими двумя видами заслуг существует разница: при договоре человек заслуживает в силу своей власти и обязательств другой стороны, а в случае добровольного дара заслуга означает, что данный человек имеет большее право на благо, чем другие.
Что может сделать соглашение недействительным. При отсутствии власти – недобросовестность другой стороны; при наличии власти – какое-либо новое обстоятельство, мешающее выполнению соглашения.
Право на цель содержит право на средства. Например, если продаешь участок, то продаешь одновременно и все травы на нем. Следовательно, те, кто облекает человека правом верховной власти, дают ему право взимать налоги для содержания солдат, право назначения судей.
Невозможно соглашение с животным, с Богом, соглашение о том, что невозможно в будущем.
Соглашения, заключенные под влиянием страха, действительны, т.к. такое соглашение есть договор, по которому один получает право жизни в обмен на выкуп.
Более раннее соглашение аннулирует более позднее, т.к. человек, отдавший свое право, не может отдать его во второй раз.
Соглашение людей, не защищающее их, недействительно, например соглашение, обязывающее не сопротивляться насилию.
Никто не обязан взять на себя какую-либо вину. Поэтому не могут приниматься во внимание показания под пытками или недобровольные показания против родственников.
Клятва. Укрепить обещания можно либо боязнью последствий нарушения слова, либо желанием славы. В последнем случае мы видим благородство, которое встречается редко. Страх – гораздо надежнее. Страх бывает перед Богом и силою людей, которые пострадают от нарушения обещания. При отсутствии законов прибегают к страху перед Богом для укрепления обещания. Это и есть клятва. Обычно клянутся богом, и это действие подкрепляется обрядами. Клятва ничего не прибавляет к обязательству.
Глава XVII О причинах, возникновении и определении государства
Цель государства – главным образом обеспечение безопасности. Естественные законы (справедливость, скромность, милосердие и т.д.) без страха перед какой-нибудь силой противоречат естественным страстям, влекущим к пристрастию, гордости, мести и т. п. Соглашения без меча лишь слова, не гарантирующие человеку безопасность.
Почему люди не могут жить мирно, как пчелы. 1) Люди соперничают, возникает зависть и ненависть, и в итоге – война. 2) У пчел благо каждого совпадает с общественным благом. У человека благо только то, что возвышает его над другими. 3) Среди людей есть те, которые думают, что они мудрее и будут лучше управлять государством, чем вносят расстройство и гражданскую войну. 4) Среди людей есть те, которые легко могут представить зло добром и внести смуту. 5) Человек становится беспокойным тогда, когда ему лучше всего живется. В этом состоянии он любит показывать свою мудрость и контролировать действия тех, кто управляет государством. 5) Согласие пчел обусловлено природой, согласие людей – искусственным соглашением. Чтобы сделать это согласие постоянным, требуется общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу.
Происхождение государства. Определение государства. Государство - общая власть, способная защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей и обеспечивать безопасность, при которой люди могли бы кормиться от трудов рук своих, сосредоточенная в одном человеке или собрании людей. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим человеком. Государство и есть Левиафан, смертный бог, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны миром и защитой.
Государство - единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Что такое суверен и подданный. Суверен – носитель верховной власти, остальные – подданные.
Для достижения верховной власти имеются два пути. Один – это физическая сила, в этом случае государство называется государством, основанным на приобретении. Второй – путем добровольного соглашения людей подчиниться человеку (или собранию) в надежде, что этот человек сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо политическим государством, или государством, основанным на установлении.
Вывод: Без верховной власти и страха перед ней люди находятся в естественном состоянии, которое представляет собой войну всех против всех. Чтобы иметь возможность жить и пользоваться своими трудами, люди передали часть своих прав, присущих им в естественном состоянии, одному лицу, чтобы это лицо защищало их от чужеземцев и друг от друга и обеспечивало выполнение естественных законов.
|
Естественное состояние – война всех против всех: человек человеку волк.
Естественное право только одно – на защиту!
Естественный закон – правило, запрещающее делать пагубное для жизни.
Естественный закон 1: или следовать миру, или защищать себя.
Естественный закон 2: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Все правильно.
Т.е. людей надо постоянно держать в страхе. Иначе – беспорядки.
Договор и соглашение – разные вещи.
Не согласен.
Это верно.
Правильно.
Клятва ничего не прибавляет к обязательству!
Добро должно быть с кулаками?
У человека благо только то, что возвышает его над другими. Интересное понятие блага.
Человек становится беспокойным тогда, когда ему лучше всего живется! Почему?
Государство – смертный бог. Интересное сравнение.
|