Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Личность

Личность

 

Личность – одно из центральных понятий. Понятие личность трактуется различно. Личность изучается различными науками – не только психологией, но и юриспруденцией, педагогикой т.д.

 

Личность включает особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и которые свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые поступки в социуме.

 

Понятие личность включает:

  • Направленность стремлений;
  • Уникальность опыта;
  • Развитость способностей;
  • Особенности характера и темперамента.

 

Все это традиционно включается в структуру личности.

 

Рассмотрим разные трактовки понятия личность в трудах психологов. На протяжении развития психологической науки понятие личность трактовалось по-разному.

 

Гуманистическая психология трактует личность как, безусловно, позитивное явление. Личность в гуманистической психологии представляется в виде ростка, которому нужно помогать расти, но ни в коем случае не формировать. В педагогике – свободное обучение.

 

Поведенческая психология трактует личность как систему привычных умений и навыков, которую необходимо активно формировать.

 

Гештальт-психологический подход. Рассматривает личность как организм. Существует две крайних позиции гештальтпсихологии. Одна трактует личность как личность; другая – как организм. Если для человека-личности естественно жить волей разума, то для человека-организма естественным является предпочтение воли и разуму впечатлений, предубеждений, чувств и эмоций.

 

Человек-личность живет разумом и волей. Разум и воля заключаются только в осуществлении трудового функционала. Человек-организм существует на эмоциях (живет на эмоциях). Разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть не заметна. Она проявляется в частной жизни людей.

 

Если человек руководствуется эмоциями, то это образ жизни организма – человек удовлетворяет базовым потребностям (еда, сон и т.д.). Но удовлетворение этих потребностей не делает человека личностью. Личность использует разум и волю для принятия решений. Трудно стать личностью, когда вокруг тебя все живут как организмы и считают, что надо жить как все. Кто-то выбирает жизнь организма сознательно. Так проще. Он начинает просто удовлетворять потребности.

 

Есть несколько теорий личности:

  • Бихевиоризм как теория личности;
  • Психоанализ;
  • Деятельностный подход (как иерархия мотивов) – Леонтьев.

 

Каждый педагог и каждый психолог работает со своим понимание личности. С понятием личности мы связываем понятие когнитивной сферы и, как следствие, когнитивных институтов общества. С понятием личностью связаны такие понятия как мировосприятие, направленность, характер, способности. Рассмотрим несколько ключевых понятий, т.к. мы на них будем опираться, когда будем говорить о проектировании учебной дисциплины.

 

Когнитивная сфера – очень важное понятие, особенно оно актуализируется в современном обществе - постиндустриальном (информационном) обществе. Когнитивная сфера – все то, что выполняет у человека функции рационального познания. Это память, мышление, восприятие, понимание, принятие решений, осуществление действий и т.д. Формирование когнитивной сферы и воздействие на нее – это важнейший компонент современного социума и важнейшая задача для любой учебной дисциплины.

 

Аффективная сфера – те психические процессы, не представляется возможным смоделировать разумным образом. В первую очередь, аффективная сфера связана с мотивационно-потребностной сферой, т.е. это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни, взаимодействия с миром, с собой, окружающими людьми. По сути – это чувства, предчувствия, желания, импульсы, потребности. Это все то, что противопоставляется разумному.

 

Мировосприятие – еще одно понятие, которое связано с понятием личности. Это отношение человека к миру, его видения мира. Бывает разное.

  • Позитивное мировосприятие;
  • Негативное мировосприятие;
  • Детское;
  • Взрослое;
  • Реалистическое;
  • Мистическое;
  • Женское;
  • Женское;
  • Мужское;
  • Сознательное и бессознательное.

 

Направленность личности – туда, куда человек стремится; то, что человеку дорого. Способность человека определять свое движение к цели. Для профессионала – это стремление быть не организмом, а личностью. Педагогическая направленность - стремление к соответствующей профессии (любовь к детям, желание работать с детьми, интерес к педагогической деятельности, интерес к психологии).

 

Опыт – ЗУН человека, которые сложились в результате его жизнедеятельности. В опыт входит стиль жизни, привычки, автоматизмы и т.д.

 

Способности – один из важнейших инструментов личности. Умственные, боевые, телесные, душевные способности – то, что развито у человека в наибольшей степени. Чем больше они развиты, тем больше человек может сделать. Есть частные способности - художественные, музыкальные, счетные способности; есть способности на освоение неких навыков – например, кто-то легко осваивает музыкальный инструмент.

 

Характер (психотип) человека.

Что такое характер? Некие устойчивые способы поведения и естественного реагирования человека. Когда мы говорим о чертах характера – мы описываем способы поведения. Например, спокойный, нервный, импульсивный, решительный.

 

Темперамент человека.

Проявляется в скорости реакции, яркости, в силе реакции, в динамике поведения, в степени эмоционального реагирования. Темпераментный человек реагирует быстро, ярко, громко.

 

Есть 4 типа темперамента:

  • Флегматик;
  • Холерик;
  • Сангвиник;
  • Меланхолик.

В чистом виде найти сложно.

 

Рисунок тела (body art).

Жесты, движения, походка, рисунок жестов, поворот головы, мимика. Такесика, просоника, проксемика входят в рисунок тела.

 

Такесический прием – связан с прикосновением. Если погладить маленького ребенка, то это одобрение. Либо шлепаем. Эти приемы характеризуют рисунок тела в профессиональном плане.

 

Проксимический прием – кто как у доски стоит (как буду показывать – ручкой, рукой, указкой и т.д.; как двигаюсь и, таким образом, регулирую отношения с учеником).

 

Просодический прием – работа с голосом, интонацией.

 

Для ребенка это может быть не так важно. Для педагога это очень важно, т.к. эти приемы профессиональные. Ребенок считывает это все и копирует. Если работать педагогом, то нужно это все учитывать (как двигаюсь, как говорю и т.д.). Наше тело, наш язык (голос) – это наш инструмент. Профессионал работает красиво, т.к. у него выработался определенный рисунок тела (есть некоторый автоматизм). Даже слесарь. Рисунок тела подчинен деятельности.

 

Пример:

Для детей важно, насколько выделит их педагог (на первую парту посадит или за руку возьмет).

 

Фронтальных форм в информатике мало (со всем классом). В основном форма дифференцирована и индивидуализирована. Мы работаем либо с каждой группой, либо персонально с человеком. Для информатиков важно адаптировать поведение к каждому ребенку. В информатике деятельностный подход, в отличие от других дисциплин.

 

В личности много других важных аспектов. Мы не будем погружаться в детализацию (изучают психологи). Важным представляется, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке могут быть разные наборы элементов и разные соотношения между ними. В человеке – организме (разум подчинен чувствам) преобладают чувственные характеристики в структуре личности. В человеке-личности воля и разум подчиняют чувства эмоциям. Для организации процесса обучения важно видеть, какие характеристики личности преобладают, и учитывать их в своей педагогической деятельности.

 

Существуют проблемные личности. В этих личностях мы наблюдаем какое-то напряжение, боль. Эта личность пытается защититься психологически от социума. Задача педагога – увидеть это и обратить внимание.

 

Черты личности – это хар-ки человека, которые описывают его внутренние, глубинные особенности в личности человека. Нам нужно знать черты личности и стараться изучать. Можно изучить только при долговременных контактах с человеком. При коммуникации с учащимся нужно стараться изучать черты личности. Наша задача – направить учащихся на путь истинный.

 

Психологи делают разницу между понятием личность и понятием индивидуальность.

 

Индивидуальность – это особенности конкретного человека, которые делают его не похожим на других. В самом широком понятии всю совокупность отличительных черт и особенностей человека можно назвать личностью. Такая трактовка в литературе присутствует. Но чаще эти понятия (индивидуальность и личность) все же разделяют. Личность – это как бы строящий человек, который контролирует (строит) свою жизнь; это субъект волеизъявления. Личность связана с понятие деятельности. Индивидуальность – фиксированное понятие. В психологии эти понятия не смешивают.

 

Личность одна, описаний много. Каждый психолог описывает личность по-разному; но можно систематизировать различия в описании личности. Есть 4 позиции, по которым различаются представления о личности, а именно:

  • Какой уровень развития личности имеется в виду;
  • Какой механизм развития личности;
  • Что является движущей силой развития личности;
  • Как описать личность (язык описания личности) – это тоже проблема современной психологии.

 

Поэтому родилось множество направлений психологии:

  • Общая психология;
  • Социальная психология;
  • Психология личности;
  • Психология семьи;
  • Возрастная психология;
  • Психотерапия;
  • Психология развития

и т.д.

 

Эти науки изучают личность со своей стороны.

 

Переходим к понятию сознание. 

 

Контрольные вопросы (с ответами) к теме "Личность"

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.