Личность
Личность – одно из центральных понятий. Понятие личность трактуется различно. Личность изучается различными науками – не только психологией, но и юриспруденцией, педагогикой т.д.
Личность включает особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и которые свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые поступки в социуме.
Понятие личность включает:
- Направленность стремлений;
- Уникальность опыта;
- Развитость способностей;
- Особенности характера и темперамента.
Все это традиционно включается в структуру личности.
Рассмотрим разные трактовки понятия личность в трудах психологов. На протяжении развития психологической науки понятие личность трактовалось по-разному.
Гуманистическая психология трактует личность как, безусловно, позитивное явление. Личность в гуманистической психологии представляется в виде ростка, которому нужно помогать расти, но ни в коем случае не формировать. В педагогике – свободное обучение.
Поведенческая психология трактует личность как систему привычных умений и навыков, которую необходимо активно формировать.
Гештальт-психологический подход. Рассматривает личность как организм. Существует две крайних позиции гештальтпсихологии. Одна трактует личность как личность; другая – как организм. Если для человека-личности естественно жить волей разума, то для человека-организма естественным является предпочтение воли и разуму впечатлений, предубеждений, чувств и эмоций.
Человек-личность живет разумом и волей. Разум и воля заключаются только в осуществлении трудового функционала. Человек-организм существует на эмоциях (живет на эмоциях). Разница между человеком-личностью и человеком-организмом может быть не заметна. Она проявляется в частной жизни людей.
Если человек руководствуется эмоциями, то это образ жизни организма – человек удовлетворяет базовым потребностям (еда, сон и т.д.). Но удовлетворение этих потребностей не делает человека личностью. Личность использует разум и волю для принятия решений. Трудно стать личностью, когда вокруг тебя все живут как организмы и считают, что надо жить как все. Кто-то выбирает жизнь организма сознательно. Так проще. Он начинает просто удовлетворять потребности.
Есть несколько теорий личности:
- Бихевиоризм как теория личности;
- Психоанализ;
- Деятельностный подход (как иерархия мотивов) – Леонтьев.
Каждый педагог и каждый психолог работает со своим понимание личности. С понятием личности мы связываем понятие когнитивной сферы и, как следствие, когнитивных институтов общества. С понятием личностью связаны такие понятия как мировосприятие, направленность, характер, способности. Рассмотрим несколько ключевых понятий, т.к. мы на них будем опираться, когда будем говорить о проектировании учебной дисциплины.
Когнитивная сфера – очень важное понятие, особенно оно актуализируется в современном обществе - постиндустриальном (информационном) обществе. Когнитивная сфера – все то, что выполняет у человека функции рационального познания. Это память, мышление, восприятие, понимание, принятие решений, осуществление действий и т.д. Формирование когнитивной сферы и воздействие на нее – это важнейший компонент современного социума и важнейшая задача для любой учебной дисциплины.
Аффективная сфера – те психические процессы, не представляется возможным смоделировать разумным образом. В первую очередь, аффективная сфера связана с мотивационно-потребностной сферой, т.е. это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни, взаимодействия с миром, с собой, окружающими людьми. По сути – это чувства, предчувствия, желания, импульсы, потребности. Это все то, что противопоставляется разумному.
Мировосприятие – еще одно понятие, которое связано с понятием личности. Это отношение человека к миру, его видения мира. Бывает разное.
- Позитивное мировосприятие;
- Негативное мировосприятие;
- Детское;
- Взрослое;
- Реалистическое;
- Мистическое;
- Женское;
- Женское;
- Мужское;
- Сознательное и бессознательное.
Направленность личности – туда, куда человек стремится; то, что человеку дорого. Способность человека определять свое движение к цели. Для профессионала – это стремление быть не организмом, а личностью. Педагогическая направленность - стремление к соответствующей профессии (любовь к детям, желание работать с детьми, интерес к педагогической деятельности, интерес к психологии).
Опыт – ЗУН человека, которые сложились в результате его жизнедеятельности. В опыт входит стиль жизни, привычки, автоматизмы и т.д.
Способности – один из важнейших инструментов личности. Умственные, боевые, телесные, душевные способности – то, что развито у человека в наибольшей степени. Чем больше они развиты, тем больше человек может сделать. Есть частные способности - художественные, музыкальные, счетные способности; есть способности на освоение неких навыков – например, кто-то легко осваивает музыкальный инструмент.
Характер (психотип) человека.
Что такое характер? Некие устойчивые способы поведения и естественного реагирования человека. Когда мы говорим о чертах характера – мы описываем способы поведения. Например, спокойный, нервный, импульсивный, решительный.
Темперамент человека.
Проявляется в скорости реакции, яркости, в силе реакции, в динамике поведения, в степени эмоционального реагирования. Темпераментный человек реагирует быстро, ярко, громко.
Есть 4 типа темперамента:
- Флегматик;
- Холерик;
- Сангвиник;
- Меланхолик.
В чистом виде найти сложно.
Рисунок тела (body art).
Жесты, движения, походка, рисунок жестов, поворот головы, мимика. Такесика, просоника, проксемика входят в рисунок тела.
Такесический прием – связан с прикосновением. Если погладить маленького ребенка, то это одобрение. Либо шлепаем. Эти приемы характеризуют рисунок тела в профессиональном плане.
Проксимический прием – кто как у доски стоит (как буду показывать – ручкой, рукой, указкой и т.д.; как двигаюсь и, таким образом, регулирую отношения с учеником).
Просодический прием – работа с голосом, интонацией.
Для ребенка это может быть не так важно. Для педагога это очень важно, т.к. эти приемы профессиональные. Ребенок считывает это все и копирует. Если работать педагогом, то нужно это все учитывать (как двигаюсь, как говорю и т.д.). Наше тело, наш язык (голос) – это наш инструмент. Профессионал работает красиво, т.к. у него выработался определенный рисунок тела (есть некоторый автоматизм). Даже слесарь. Рисунок тела подчинен деятельности.
Пример:
Для детей важно, насколько выделит их педагог (на первую парту посадит или за руку возьмет).
Фронтальных форм в информатике мало (со всем классом). В основном форма дифференцирована и индивидуализирована. Мы работаем либо с каждой группой, либо персонально с человеком. Для информатиков важно адаптировать поведение к каждому ребенку. В информатике деятельностный подход, в отличие от других дисциплин.
В личности много других важных аспектов. Мы не будем погружаться в детализацию (изучают психологи). Важным представляется, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке могут быть разные наборы элементов и разные соотношения между ними. В человеке – организме (разум подчинен чувствам) преобладают чувственные характеристики в структуре личности. В человеке-личности воля и разум подчиняют чувства эмоциям. Для организации процесса обучения важно видеть, какие характеристики личности преобладают, и учитывать их в своей педагогической деятельности.
Существуют проблемные личности. В этих личностях мы наблюдаем какое-то напряжение, боль. Эта личность пытается защититься психологически от социума. Задача педагога – увидеть это и обратить внимание.
Черты личности – это хар-ки человека, которые описывают его внутренние, глубинные особенности в личности человека. Нам нужно знать черты личности и стараться изучать. Можно изучить только при долговременных контактах с человеком. При коммуникации с учащимся нужно стараться изучать черты личности. Наша задача – направить учащихся на путь истинный.
Психологи делают разницу между понятием личность и понятием индивидуальность.
Индивидуальность – это особенности конкретного человека, которые делают его не похожим на других. В самом широком понятии всю совокупность отличительных черт и особенностей человека можно назвать личностью. Такая трактовка в литературе присутствует. Но чаще эти понятия (индивидуальность и личность) все же разделяют. Личность – это как бы строящий человек, который контролирует (строит) свою жизнь; это субъект волеизъявления. Личность связана с понятие деятельности. Индивидуальность – фиксированное понятие. В психологии эти понятия не смешивают.
Личность одна, описаний много. Каждый психолог описывает личность по-разному; но можно систематизировать различия в описании личности. Есть 4 позиции, по которым различаются представления о личности, а именно:
- Какой уровень развития личности имеется в виду;
- Какой механизм развития личности;
- Что является движущей силой развития личности;
- Как описать личность (язык описания личности) – это тоже проблема современной психологии.
Поэтому родилось множество направлений психологии:
- Общая психология;
- Социальная психология;
- Психология личности;
- Психология семьи;
- Возрастная психология;
- Психотерапия;
- Психология развития
и т.д.
Эти науки изучают личность со своей стороны.
Переходим к понятию сознание.