Воспитание - воздействие общества на развивающегося человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является, прежде всего, пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.
Педагогическая деятельность – это деятельность по организации освоения учеником социокультурного опыта.
Рост – это количественные изменения.
Развитие – это качественные изменения.
Личность – это социальный индивид (человек как член общества). Личность является и объектом воздействия со стороны общества (объект – над чем производится действие). Личность является и субъектом изменения в обществе, во всяком случае, к своей ближайшей общности.
У личности может быть много разных качеств. Многие ученые пытались их упорядочить, чтобы понять, как растить и воспитывать человека. Одно из таких представлений – иерархическая структура личности по Платонову.
Читать таблицу снизу:
Иерархическая структура личности по Платонову (Константин Константинович)
Подструктура личности |
Свойства |
Способ формирования |
|
Высшая подструктура, в основном социально обусловленная. Сюда входит: совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от наличных ситуаций. Интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение человека.
|
Воспитание = обучение + связь усвоенного с мотивами личности.
|
|
Сюда входят: знания, умения, навыки, привычки (привычка – это потребность совершать некоторое действие. Пример – мытье рук). Эта подструктура в основном социально обусловленная.
|
Обучение (=), т.е.:
упражнения +
связь изучаемого с уже изученным, создание системы ЗУН.
Высший уровень учителя: превратить свой предмет в средство жизни ученика. Например, математика учит структурировать. |
|
Способности – это свойства личности, которые не сводятся к ЗУН, но помогают быстро освоить и успешно выполнять какую-либо деятельность.
Способности бывают общие (ко многим видам деятельности) и специальные (по конкретным видам деятельности, математика, музыка).
Когда говорят о способностях, имеют в виду, сколько сил и времени потребуется, чтобы научить человека.
*Теория поэтапного формирования умственных действий. На основе этой теории можно научить каждого всему. На основе этой теории построены методики по обучению от школьников до разведчиков высшей квалификации.*
По Платонову, способности - это социально сформированные на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения: восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, воли.
Воля включается в число способностей. Может быть человек способный, но не волевой. По Платонову, не может. Были задатки – но не воплотил.
См. ниже, что такое ощущение и пр.
|
Упражнения, которые есть: тренировка +
знание результата +
желание каждый раз сделать лучше.
Надо ставить цель, оценивать результат и стремится к более высокому результату. |
|
Задатки, темперамент, возрастные и половые свойства.
Ясно, что мужчина может поднять больше, чем женщина.
Взрослый иначе реагирует на те или иные ситуации, чем ребенок. |
Тренировка (повторение)
Если каждое утро бегать 10 км, через некоторое время физические свойства улучшатся. |
Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Ощущение – это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувствительности.
Чувствительность – способность реагировать на биологически не значимые раздражители, связанные с биологически значимыми. Например, звук – биологические не значимый раздражитель. Но: по звуку можно определить машину и т.д. Чувствительность бывает высокая (низкий порог чувствительные) и низкая (высокий порог чувствительности). Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальный раздражитель, при котором возникает едва заметное ощущение. Так, есть люди, которые слышат очень тихие звуки (низкий порог); плохо слышат (высокий порог). Верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная сила раздражителя, при которой он может восприниматься в своей модальности, не переходя в боль.
Болевое ощущение – это ощущение, возникшее при воздействии, перешедшем верхний абсолютный порог. У каждого человека есть нижний абсолютный порог и верхний абсолютный порог. Так, ультразвук – то, что выше абсолютного порога; инфразвук – ниже абсолютного порога (инфразвук все равно воздействует – у некоторых вызывает тревогу).
Бывают воздействия очень слабые или кратковременные. Они не доходят до сознания, но наша психика все равно их отражает. Например, 25 кадр.
Разностный порог чувствительности – минимальное различие между двумя раздражителями, которое позволяет отражать их, как разные. Например, минимальное различие между двумя звуками. Разностную чувствительность можно тренировать (например, можно улучшить музыкальный слух). Китайский язык – тональный. Высота звука – смыслоразличительный компонент. Поэтому у китайцев и вьетнамцев меньше людей с плохо развитым музыкальным слухом. Для них – это жизненная необходимость.
Абсолютный слух – это способность определять высоту звука, не сравнивая его с другими звуками. Абсолютный слух – от природы. Так, настройщику необходим абсолютный слух, а музыканту не так необходим, как настройщику.
Много споров в психологии о способностях. Что такое способный учитель? Способный учитель – в разные эпохи способными учителями признаются люди с разными качествами в зависимости от того, какие требования общество предъявляет к образованию. (Например, способность заинтересовать; в кризисы – нужно развить способность зарабатывать на жизнь, нужны практические навыки).
Обучение
Традиционная система (выучили так Менделеева, Чехова) – учитель дает материал, отрабатывает его и потом дает контрольную (опрашивает). Есть недостаток, мы не знаем, что делает ученик, когда мы ему что-то рассказываем (будут те, кто думают – таких 7 %; будут те, которые думают о своем).
Проблемное обучение (50-е годы получило развитие – появились рабочие места, где даже рабочим надо было соображать) –
Программированное обучение (тоже 50-е годы) -
Активные формы и методы – это такие формы, при которых ученик не может не думать, не делать.
МВФ: требование – сократить затраты на образование; государству нужно, чтобы человек умел бегло читать и умел заполнить налоговую декларацию. За остальное должна платить семья.