Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Иерархическая структура личности по Платонову

Воспитание - воздействие общества на развивающегося человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средством воспитания является, прежде всего, пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.

 

Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

 

Педагогическая деятельность – это деятельность по организации освоения учеником социокультурного опыта.

Рост – это количественные изменения.

Развитие – это качественные изменения.

Личность – это социальный индивид (человек как член общества). Личность является и объектом воздействия со стороны общества (объект – над чем производится действие). Личность является и субъектом изменения в обществе, во всяком случае, к своей ближайшей общности.

 

У личности может быть много разных качеств. Многие ученые пытались их упорядочить, чтобы понять, как растить и воспитывать человека. Одно из таких представлений – иерархическая структура личности по Платонову.

 

Читать таблицу снизу:

Иерархическая структура личности по Платонову (Константин Константинович)

Подструктура личности

Свойства

Способ формирования

  1. Направленность

Высшая подструктура, в основном социально обусловленная. Сюда входит: совокупность устойчивых мотивов, относительно не зависимых от наличных ситуаций. Интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение человека.

 

Воспитание = обучение +

связь усвоенного с мотивами личности.

 

 

  1. Подструктура опыта

Сюда входят: знания, умения, навыки, привычки (привычка – это потребность совершать некоторое действие. Пример – мытье рук). Эта подструктура в основном социально обусловленная.

 

Обучение (=), т.е.:

 

упражнения +

 

связь изучаемого с уже изученным, создание системы ЗУН.

 

Высший уровень учителя: превратить свой предмет в средство жизни ученика. Например, математика учит структурировать.

  1. Подструктура способностей

Способности – это свойства личности, которые не сводятся к ЗУН, но помогают быстро освоить и успешно выполнять какую-либо деятельность.

 

Способности бывают общие (ко многим видам деятельности) и специальные (по конкретным видам деятельности, математика, музыка).

 

Когда говорят о способностях, имеют в виду, сколько сил и времени потребуется, чтобы научить человека.

 

*Теория поэтапного формирования умственных действий. На основе этой теории можно научить каждого всему. На основе этой теории построены методики по обучению от школьников до разведчиков высшей квалификации.*

 

По Платонову, способности -

это социально сформированные на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения: восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, воли.

 

Воля включается в число способностей. Может быть человек способный, но не волевой. По Платонову, не может. Были задатки – но не воплотил.

 

См. ниже, что такое ощущение и пр.

 

Упражнения, которые есть: тренировка +

 

знание результата +

 

желание каждый раз сделать лучше.

 

Надо ставить цель, оценивать результат и стремится к более высокому результату.

  1. Подструктура низшая, биологически обусловленная

Задатки, темперамент, возрастные и половые свойства.

 

Ясно, что мужчина может поднять больше, чем женщина.

 

Взрослый иначе реагирует на те или иные ситуации, чем ребенок.

Тренировка (повторение)

 

Если каждое утро бегать 10 км, через некоторое время физические свойства улучшатся.

 

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

 

Ощущение – это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувствительности.

 

Чувствительность – способность реагировать на биологически не значимые раздражители, связанные с биологически значимыми. Например, звук – биологические не значимый раздражитель. Но: по звуку можно определить машину и т.д. Чувствительность бывает высокая (низкий порог чувствительные) и низкая (высокий порог чувствительности). Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальный раздражитель, при котором возникает едва заметное ощущение. Так, есть люди, которые слышат очень тихие звуки (низкий порог); плохо слышат (высокий порог). Верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная сила раздражителя, при которой он может восприниматься в своей модальности, не переходя в боль.

 

Болевое ощущение – это ощущение, возникшее при воздействии, перешедшем верхний абсолютный порог. У каждого человека есть нижний абсолютный порог и верхний абсолютный порог. Так, ультразвук – то, что выше абсолютного порога; инфразвук – ниже абсолютного порога (инфразвук все равно воздействует – у некоторых вызывает тревогу).

 

Бывают воздействия очень слабые или кратковременные. Они не доходят до сознания, но наша психика все равно их отражает. Например, 25 кадр.

 

Разностный порог чувствительности – минимальное различие между двумя раздражителями, которое позволяет отражать их, как разные. Например, минимальное различие между двумя звуками. Разностную чувствительность можно тренировать (например, можно улучшить музыкальный слух). Китайский язык – тональный. Высота звука – смыслоразличительный компонент. Поэтому у китайцев и вьетнамцев меньше людей с плохо развитым музыкальным слухом. Для них – это жизненная необходимость.

 

Абсолютный слух – это способность определять высоту звука, не сравнивая его с другими звуками. Абсолютный слух – от природы. Так, настройщику необходим абсолютный слух, а музыканту не так необходим, как настройщику.

 

Много споров в психологии о способностях. Что такое способный учитель? Способный учитель – в разные эпохи способными учителями признаются люди с разными качествами в зависимости от того, какие требования общество предъявляет к образованию. (Например, способность заинтересовать; в кризисы – нужно развить способность зарабатывать на жизнь, нужны практические навыки).

 

Обучение

Традиционная система (выучили так Менделеева, Чехова) – учитель дает материал, отрабатывает его и потом дает контрольную (опрашивает). Есть недостаток, мы не знаем, что делает ученик, когда мы ему что-то рассказываем (будут те, кто думают – таких 7 %; будут те, которые думают о своем).

 

Проблемное обучение (50-е годы получило развитие – появились рабочие места, где даже рабочим надо было соображать) –

 

Программированное обучение (тоже 50-е годы) -

 

Активные формы и методы – это такие формы, при которых ученик не может не думать, не делать.

 

МВФ: требование – сократить затраты на образование; государству нужно, чтобы человек умел бегло читать и умел заполнить налоговую декларацию. За остальное должна платить семья.

 

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.