Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Деятельность и ее основные характеристики

Воспитание – способ формирования некоторой личностной структуры.

Тренировка – это повторение.

Задатки – биологически обусловленные качества.

 

Психика – это субъективный образ объективного мира. (То, как человек воспринимает мир.)

 

Темперамент – динамические особенности психики. (Насколько бурная реакция на разные раздражители. Вспыльчивый человек может контролировать себя. Даже можно не догадаться о том, какой у человека темперамент. Но: постоянный контроль может вылиться в сердечно-сосудистые заболевания.)

 

Динамические особенности включают:

- общая психическая активность – есть созерцатели, а есть те, кому на месте не сидится даже 3 минуты.

- телесная моторика, т.е. движение тела – у одних движения плавные, у других – порывистые.  

- динамические особенности эмоциональности – есть люди отходчивые; есть люди – 1-й раз не услышали, 2-й раз – бровью повели, 3-й раз – сказали, но их не услышали, 4-й раз – сказали за все 4 раза – медленное развитие реакции.

 

Надо помочь войти в ту жизнь, в которой под темперамент ребенка подстраиваться никто не будет. Надо тренировать (повторять). Надо создавать такие ситуации, в которой человек повторял и повторял бы реакцию. Если ребенок гиперактивный, есть методики тренировки усидчивости. Можно каждые 5 минут просить гиперактивного ребенка пойти к шкафу и принести наглядные пособия и т.д. Но: гиперактивность часть сопровождается синдромом дефицита внимания.

 

Итак, хотим выработать усидчивость – это динамические особенности личности. Как формируются личностные качества, психика? Нужно мотивировать.

 

Противопоставление: содержательные особенности психики.

 

*По Платонову: для природных особенностей, задатков, темперамента, физических качеств до 13 лет – тренировка; для способностей – индивид. особенности памяти, мышления, внимания, воли, эмоции (важны для врачей, актеров, искусствоведов, художников, музыкантов, педагогов – важна эмоциональная устойчивость); подструктура опыта – упражнения; направленность.*

 

*Курт Левин – великий психолог 20 века. Одна из разработок – теория поля. Человек всегда находится в определенной ситуацией. Иногда наше поведение во многом определяется ситуацией. Например, пожар. Когда-то поведение меньше определяется ситуацией. Курт Левин придумал оригинальный психологический эксперимент. Направленность – те свойства личности, которые определяют поведение личности. Например, я никогда себе это не позволю, ни при каких обстоятельствах. В направленность входят: убеждения, интересы, склонности. Направленность формируется воспитанием.

 

Общее положение: психика формируется в деятельности, и, соответственно, все личностные качества – и хорошие, и плохие. Что сделать, чтобы организовать деятельность учеников?

 

Бихевиористы (поведение) – психологи не должны заниматься сознанием (провозгласил Джон Вотсон). А нужно определить по стимулу реакцию. А что происходит в сознании – это черный ящик.

|X| - черный ящик – сознание, что там, не важно.

 

Что нужно, чтобы научить человека. Нужно дать правильный стимул. Если реакция правильная, то надо ее подкрепить, иначе – надо сказать о том, что реакция неверная. Это американская школа.

 

Бихевиористы не видели разницу между человеком и животным. Использовали те же методы, что и дрессировщики. У Скиннера голубь ходил по восьмерке.

 

У нас говорят о том, что нужно организовать деятельность. Основные положения теории деятельности. Категория деятельности введена в науку Эммануилом Кантом. В дальнейшем разрабатывалась Г. Гегелем, Л. Фейербахом, но наиболее полная ее содержательная проработка проведена в Марксистской философской и психологической традиции, где утверждается деятельностная сущность человека.

 

Если отвечать на вопрос, что такое человек. По бихевиоризму человек – это существо, которое реагирует на условия окружающей среды. По психоанализу (я, сверх я и оно – давят и биологические побудители, и социальные факторы) – человек существо страдающее, которое между давящими силами должно находить свой жизненный путь. В марксизме человек - это активный деятель, активно строит взаимодействие с окружающим миром.

 

Итак, деятельность в философской традиции – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как нужде необходимости в чем-либо. Человек может относиться к другому человеку как к определенному существу. Животные не знают бабушек и дедушек. Отношения между матерью и детенышем в зверей – до того времени, как ребенок не повзрослеет.

 

Характеристики деятельности:

1) Предметный характер деятельности. Виды деятельности различаются по предмету, а предмет – это то, на что направлена деятельность (классический пример – скульптор режет из камня вазу, и каменотес режет из камня вазу (по эскизу скульптора) – деятельность различная: скульптор создает художественный образ, а каменотес создает форму.

 

В любой деятельности выделяются две стороны:

1.1) опредмечивание – человеческие способности (сущностные силы) переходят в предмет и воплощаются в нем.

1.2) распредмечивание – в последующей деятельности другого человека происходит раскрытие сущностных сил, как бы вычерпывание их из предметов объектов деятельности.

Пример: Шерлок Холмс. Мог по предмету рассказать о человеке. Зачем это нужно в образовательной деятельности? Можно сказать, рисовал мальчик 6 лет или взрослый. Ребенок не может передать перспективу. Гениальность ребенка проявится в образах, красках.

 

Опредмечивание и распредмечивание существуют в единстве в любой деятельности.

 

Выделяют три основные сферы человеческой жизнедеятельности:

1)Труд или предметно-практическая деятельность, где преобладает опредмечивание, но есть и распредмечивание (например, когда делаю что-то по чертежу – нужно сначала понять чертеж; или делаешь что-то по идее заказчика).

2)Сфера познания, где преобладает распредмечивание; опредмечивание воплощается в учебнике, фильме, чертеже, изделии – например, для ученого.

3)Сфера общения – и опредмечивание и распредмечивание одинаково.

 

Каждый человек опредмечивается в своей речевой деятельности. Элиза Дулиттл. У людей с севера вырабатывается привычка быстро говорить. По написанному тексту определяют, насколько учитель авторитетен у своих детей. Учитель, который знает много, будет строить текст не так, как тот, который знает только учебник.

 

Когда учитель говорит, ученики его всегда распредмечивают. Но не всегда распредмечивание происходит правильно. Человек мог плохо себя чувствовать, могло что-то случиться дома. Когда студенты идут на практику, с ними идут вузовские преподаватели. Когда спрашивают класс, как понравилась учительница. Ребята говорят, что учительница злая, т.к. ни разу не улыбнулась. Они не думают, что человеку просто было страшно – это был первый урок.

 

2) Субъектный характер. Субъект (автор) – это источник и носитель активности.

Пример: Если под дулом пистолета заставляют подписать бумаги, человек подписывает их. Данный человек – не субъект деятельности.

Пример: Бабушка сказала внуку, что надо купить хлеб. Внук купил хлеб. Субъект – бабушка, внук.

 

Субъектом может быть один человек или совокупность людей.

 

Человек может быть субъектом движения, действия, деятельности, своей жизни.

 

Человек является субъектом деятельности, если он осознает мотив, планирует, организует, направляет, корригирует (корректирует) эту деятельность. Ученик как субъект учебной деятельности, т.е. он осознает мотив, планирует… Первоклассник не может быть субъектом учебной деятельности. Может стать к концу начальной школы.

 

Нет деятельности без субъекта. Так неделю математики школьники не хотят проводить. Их заставляют. Т.е. эти дети не субъекты деятельности.

 

Субъект сам формируется в деятельности.

 

Сергей Леонидович Рубинштейн – сформулировал принцип единства сознания и деятельности, или психики и деятельности. Все психические функции для деятельности нужны, в деятельности проявляются и в деятельности формируются.

 

Эскимосы различают до 4 оттенков цвета снега. Это для них жизненно важно. По цвету снега они предсказывают погоду. Для нас – нет. Мы слушаем прогноз погоды.

 

К субъектной деятельности:

принцип единства сознания и деятельности. Все психические функции для деятельности нужны, в деятельности проявляются, в деятельности формируются. Чтобы сформировать любую структуру по Платонову, нужно включить деятельность.

 

 

3) Мотивированность деятельности.

Два основных варианта теории деятельности: школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, школа Алексея Николаевича Леонтьева. Сейчас они сближаются.

 

По Леонтьеву – всякая деятельность начинается с потребностей, а не с идеи, которая есть отражение той же потребности.

 

Потребность – это нужда в чем-либо, лежащая вне организма; это состояние дисбаланса между тем, что нужно, и тем, что есть. Пример: какая красивая задача, ребята, но у ребят нет никакой потребности ее решать.

 

Что нужно организму, что он может удовлетворить с помощью «5»: похвала родителей, признание среди одноклассников, повышается самооценка.

 

Потребность - эта характеристика, общая для деятельности людей и животных. При этом потребность – это предпосылка, энергетический источник деятельности, однако, она не определяет направленности деятельности, а направленность деятельности определяет то, на что она направлена.

 

То, на что направлена деятельность называется предметом.

 

Т.е. потребность должна найти себя в предмете, она находит в нем свою определенность. Этот процесс А.Н. Леонтьев назвал “опредмечивание потребности”.

 

Данный предмет становится мотивом деятельности, т.е. тем, что ее побуждает.

 

Что такое мотив. Бихеовеористы – это биологическая потребность. Если есть биологическая потребность, есть деятельность. Например, чтобы люди хорошо работали, нужно их поощрить - пообещать, что будет премия. Но: есть люди, которые работают не за работу; есть и такие, которые не будут работать и при большой зарплате.

 

Из одной потребности могут вырасти разные деятельности (Леонтьев). Голод может поднять животное на ноги, но не указать ему направление поиска. Пример потребности: пищевая. Что можно сделать, когда хочется есть? Ответ: трудиться, воровать, охотиться, собирать (ягоды), выращивать, побираться, пойти в гости. Т.е. из одной потребности вырастают разные деятельности. Важно, в каком предмете потребность первый раз себя найдет. Если попробовать украсть, то потом трудно убедить себя, что нужно трудиться. Колония для малолетних: им не нравится там. Выход – научиться хорошо воровать.

 

Какая у всех подростков потребность? Утвердиться и считаться взрослым. В чем может эта потребность найти себя? Начать работать (проявить свою самостоятельность), некоторые начинают заниматься экстремальными видами спорта (парашют).

 

4) Полимотивированность (многомотивированность) – во всякой человеческой деятельности осуществляется взаимодействие и с миром предметов и с другими людьми. Человек – единственное существо, которое видит в другом человеке не только предмет биологической потребности, но существо, равное себе. Человек гуманен. Деятельность социальна по происхождению, по средствам и по продукту, даже если протекает как индивидуальная.

 

Леонтьев приводит пример – сейчас сижу один в комнате, пишу книгу (деятельность является социальной, т.к. он пишет книгу для кого-то). Что значит социальной по средствам? Нужна ручка, бумага, даже язык, на котором я думаю – это продукт деятельности многих поколений. Что значит деятельность социальна по происхождению? Потому что меня кто-то когда-то научил говорить, писать.

 

И вследствие этого в любой деятельности реализуются, по меньшей мере, два мотива (хотя обычно больше). Мотивы могут быть связаны с миром предметов или с миром других людей. Например, хочу сделать подарок бабушке на 8 марта (оригами, сшить куклу, пирог испечь и т.д.) – выбираю, с чем я буду взаимодействовать. Если люблю печь, буду печь; если люблю вязать, буду вязать. Если я люблю математику, стоит ли мне выбирать профессию бухгалтера? Бухгалтер не решает творческие задачи, он просто целый день считает. Т.е. всегда есть составляющие, связанные с другими людьми и с предметом деятельности. Т.е. деятельность полемотивированна, при этом один из мотивов – ведущий.

 

Например, ребенок пришел в школу. Какой у него мотив? Мотив утвердить себя как не маленького ребенка. Во дворе: ну, вы играйте, а мне пора делать уроки, – это мотив, направленный на других людей. А какой бы был мотив, который был бы направлен на предмет деятельности, – знать больше. У человека, который идет в школу, у него может один из мотивов преобладать или они могут быть в гармонии. Успешной будет деятельность, когда оба мотива находятся в гармонии.

 

Бывает так, что ребенок любознательный, но при этом у него не развит мотив ответственности (перед семьей – огорчатся, если получишь плохую оценку; перед учителем; перед ребятами – плохо подготовишься, значит, учитель должен уделить тебе отдельно внимание, остальные ребята не узнают много нового). Если родители проводят беседы с ребенком, то мотивы будут в гармонии.

 

Смысл домашнего задания в 1 классе – на развитие самоконтроля. Если сидят взрослые с ребенком, они не дают ребенку взрослеть. Ребенку нельзя разрешать не ходить в школу – нужно развивать ответственность. Можно посоветоваться с ребенком, если не хотите его вести в школу.

 

Итак, это одна крайность - когда у ребенка есть только познавательный мотив, и нет социального. Бывает другая крайность, когда у ребенка есть только социальные мотивы, но нет познавательного мотива. Это связано с интеллектуальной недостаточностью или с задержкой психического развития. Ребенку нравится ходить в школу, носить журнал и т.д. Такой ребенок тоже долго не продержится.

 

При этом мотивы могут быть внутренними и внешними по отношению к деятельности. Внутренний мотив совпадает с предметом деятельности, а по отношению к субъекту – все мотивы внутренние. Для учебной деятельности внутренние мотивы – усвоение ЗУН, самосовершенствование. Почему человек поступает учиться на математический факультет? Нравится математика, стать учителем математики – совпадает с предметом учебной деятельности, самосовершенствование (это внутренние мотивы). Хочется жить в Москве (дают общежитие), не хочу идти в армию, нужен хоть какой-то диплом – внешние мотивы.

 

Почему важно – внутренний мотив или внешний мотив. Так, если внешний мотив - не хочу в армию – поступил в вуз. Удалось откосить от армии. Нужно ли учиться? То же. Поступила из-за общежития. Но вышла замуж за Москвича, родила ребенка. Все хорошо. Зачем учиться?

 

Вывод: В задаче воспитания главное: 1) понять, по каким мотивам человек действует; 2) сделать так, чтобы он действовал по внутренним мотивам.

 

Пример по Леонтьеву: Сидят два студента, читают книжку, приходит третий и говорит, что эта книжка не включена в обязательную литературу. Один отложил книгу с радостью, а второй продолжил читать. Предмет деятельности у них был знания. Мотив – у первого, чтобы сдать экзамен; у второго, чтобы узнать побольше. У одного предмет и мотив деятельности не совпадали; у второго – совпадали. 

Ребенок никому ничему не должен. Учитель должен – получает зарплату, родитель – должен. Нужно мотивировать: чтобы нравилось, чтобы видел необходимость. Эти задачи ставит жизнь. Как так сделать, чтобы жизнь начала ставить задачи, которые бы вызывали у человека нравственные вопросы? – В начальной школе – рассказать случай из жизни, поговорить. Слушают лишь в начальной школе. В старшей школе уже никого не слушают.

 

*Как успокоится – на 4 секунды вдох, на 8 секунд – выдох. 5-6 раз.

Чтобы проснуться – 8 секунд вдох, на 4 секунды – выдох. 5-6 раз.

Это регулирует газообмен. Кровь по-разному приливает к органам.*

 

*Кофе – ухудшает настроение (повышая работоспособность). Какао – улучшает настроение (тоже повышая работоспособность).*

 

Люди влияют друг на друга, когда они тесно соприкасаются. Нужно давать групповую работу. 3 бригады. Проблемные ситуации. Каждая группа предлагает свое решение. Как один ответит, так всей группе насчитываются баллы. Соревнование – какая бригада наберет больше баллов. Оценки – в конце урока тест. Оценки – каждый индивидуально получает.

 

Идеальный урок: учитель – здравствуйте, дети; до свидания, дети. Остальное – делают дети.

 

Итак,

Первое – групповая работа.

Второе – проектная деятельность. Любой проект начинается с осознания проблемной ситуации. Проблемная ситуация – трудно в современной мире оставаться интересным человеком для учеников. Можно кликнуть – и все найти в интернете. Поэтому учитель перестал быть носителем интересных знаний. Сейчас информации у детей иногда больше, чем у взрослых. Еще труднее учителю математики, т.к. предмет абстрактный. Дети мало понимают, зачем нужна математика.

 

Решение – создать макет сайта (википедия), в который можно будет вбивать информацию любому человеку. Чтобы мы не потеряли те мысли, которые набрали, – послать на групповую почту и на ее адрес (спросить в группе).

 

Возможные разделы – математика в архитектуре, красивые доказательства, красивые решения, красота симметрии и т.д.

 

Часто человек не чувствует себя субъектом деятельности, хотя взрослые, казалось бы, его включили в эту деятельность. Субъект деятельности – источник, носитель активности. Человек осознает себя субъектом деятельности, если он осознает мотив, планирует, организует, управляет, корректирует деятельность. Субъект сам формируется в деятельности. Чтобы человека воспитать, чтобы он начал разделять наши ценности, нужно организовать его активность так, чтобы человек осознавал свой мотив, чтобы ставил цели, чтобы коррегировал деятельность, чтобы осознавал, что он получит в результате этой деятельности.

 

Мотив – это предмет потребности. Всякая деятельность начинается с потребности. Но мы не можем сказать, какую деятельность вызовет потребность, пока она не встретится с предметом.

 

Пусть есть потребность применить свои развитые в вузе способности и проявить себя, как творческую личность. Что нужно сделать? Можно начать работать по специальности. Если нельзя проявить творческую личность в своей области, то начинают заниматься валонтерством. Кто-то занимается хакерством. Т.е. кроме одного мотива действует много мотивов. Т.е. деятельность полимотивирована. Действуют хотя бы два мотива:

 

1) Мотив, направленный на предмет деятельности;

2) Мотив, направленный на других людей (всегда деятельность социальна: ручной пишешь – ручку кто-то сделал; если делаешь – кто-то тебя этому научил…)

 

Мотивы бывают внутренние и внешние. Внутренний совпадает с предметом деятельности. Внешний – не совпадает с предметом деятельности. Я занимаюсь математикой, потому что мне интересна математика; я занимаюсь математикой, чтобы попасть в банк, где много платят.

 

 

5) Психологическое предметное содержание деятельности

 

Психологическое предметное содержание деятельности включает предмет, мотив, цель, средства, способы, продукты и результат.

 

Продукт – то, что мы получаем, в чем воплощается деятельность.

Результат – это последующее использование продукта самим человеком или другими людьми.

 

Продукт может быть материальным и идеальным. Например: Человек написал картину – материальный, сыграл музыку – идеальный. Студент слушает преподавателя, ничего не пишет, - продукт идеальный (умозаключения).

 

Результат. Например. Я написала картину: 1) самоудовлетворение; 2) кто-то получает удовольствие, если картину купят. Или: сделал табуретку; результат – 1) дедушка будет сидеть на табуретке; 2) скажет, что нельзя портить материал (отрицательный результат).

 

В учебной деятельности: продукт – сохранение ЗУН; результат – применение этих знаний.

Деятельность учителя: продукт – знание ученика; результат – развитие ученика.

 

В аттестате 5-ка по химии. Продукт – оценка 5. Результат: 1) поступление в ВУЗ или 2) поступил в другой вуз, но в жизни пригодилась химия или 3) показать родителям аттестат и сказать – отстаньте от меня со своей химии.

 

Если учителю математики достался гуманитарный класс. Результат деятельности – разностороннее развитие личности.

 

6-я характеристика деятельности.

6) Целенаправленность или целеположенность – цель, образ, результат. Образ – у человека, который ставит перед собой цель. Учитель приходит на урок и говорит: «Цель – научиться решать квадратные уравнения». Цель, план и предвидение результатов – это характеристика именно человеческой деятельности.

 

В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева – процесс, отвечающий представлению о цели, называется действие. Пример о двух студентах, которые читали одну и ту же книжку? Была одинаковая цель, но у одного цель совпадала с мотивом (интересная книга), а у другого нет (подготовка к экзамену).

 

Деятельность осуществляется как действие или как последовательность действий.

 

Только человек способен ставить себе цели и осуществлять действие, не ведущее непосредственно к удовлетворению потребности. Это вытекает из коллективного характера человеческой деятельности.

 

Пример из А.Н.Леонтьева:

Люди в поселке живут тем, что вылавливают рыбу. Дело очень опасное (шторм, нужна физическая сила). Есть один человек, который лучше всех плетет сети. Деятельность этого человека заключается в том, чтобы плести сети. Но благодаря тому, что деятельность коллективная, то ему выделяют часть улова, которую он может съесть или продать.

 

Чем отличаются люди от хищных животных, которые охотятся стаей? Если кто-то не успел схватить свою добычу, то ему никто ничего не оставят. Это могут только люди.

 

Смысл - возникающие в деятельности субъекта отношения. Смыслы бывают разные:

1)Биологический смысл – это связь, вид пищи, пища. Это отношение, которое есть как у человека, так и у животных. Пример – собака Павлова. Лампочка зажигалась, собака знала, что скоро будет пища (образовывалась связь, отношение). У человека тоже есть такие свойства. Звонок – нужно бежать в буфет.

 

У человека есть еще:

 

2)Разумный смысл – отношение мотива к цели. Какой разумный смысл в твоих действиях? Иногда человек все делает, но не получает удовлетворения. Ни одна цель не удовлетворяет потребностям.

 

Пример: Второй брак. Женщина знает, что мужчина – существо ненадежное. Помимо основной работы, берет вторую работу. В результате она занята и днем, и вечером. На мужа времени нет. Цели рассогласованы: хочет быть счастливой в браке, но подспудно считает, что муж ее может бросить – делает то, что препятствует счастливому браку.

 

3)Сознательный смысл – осознаваемое субъектом отношение мотива к цели. Сознательный смысл не всегда совпадает с разумным смыслом. Разумный смысл того, что мы вытираем ноги: сохранить чистоту в доме. Какой смысл для ребенка вытирать ноги: чтобы мама была довольна. Таким образом, разумный смысл у ребенка такой же, как у взрослых, а сознает он совсем другое.

 

4)Личностный смысл – это отношение действия или предмета к ведущему мотиву личности. Пример – есть карта полярного Урала. Знакомые приглашают в поход. Человек берет карту и начинает анализировать, а трудно ли ему будет, есть ли там вода, есть ли там продукты или надо продукты тащить на себе. Карта включается в деятельность, поскольку она вступила в отношение с мотивом своей деятельности. 

6) Смысл (целеположенность, целенаправленность)

Что такое смысл. Для того чтобы возник смысл – должен быть субъект, должна быть деятельность у субъекта, и в деятельности должны быть элементы, между которыми возникло бы отношение.

 

Личностный смысл – отношение действия или предмета к ведущему мотиву личности. Географическая карта – как только включается в деятельность, получает смысл. Леонтьев говорил, что жизнь часто ставит задачи на личностный смысл. Все делаешь правильно, но есть неудовлетворенность.

Пример:

Товарищ победил в конференции. Не радостно. Почему? Завидно.

Надо посмотреть фильм Сталкер («Пикник на обочине» Б. Стругацких - надо попасть к золотому шару, чтобы исполнились все желания. Придя из зоны, выясняется, что желания исполнились не те. Хочет, чтобы вернули брата. Пришел домой – а там мешок денег. Почему: после смерти брата к нему стали плохо относиться. Он подспудно хотел успеха в бизнесе.)

 

7) Осознанность – мотив (для чего нужно).

Цель осознается всегда, а мотив – не всегда. Можно осознавать содержание деятельности (предмет, мотив, цели, средства, способы, продукт, результат). Можно осознавать процесс деятельности, можно осознавать себя в деятельности (самосознание и рефлексия – посмотреть в словаре).

 

Самосознание – организующаяся психодинамическая личностная система. Осознание себя, выделение себя из мира, осознание своего отношения к миру, отношения к другим людям. Самосознание начинается формироваться в возрасте 3 лет. Кризис «я сам».

 

Рефлексия (рефлекс (лат.) - отражение) – это отражение в психике субъекта собственных психических актов и состояний. Более просто – рефлексия – это мысли о мыслях. Не просто я думаю, но я знаю, как я думаю. Не просто решил задачу, а проанализировал решение (знаю, как решил задачу). Школьник должен уметь анализировать свое настроение – почему весело или грустно (это нужно для того, чтобы управлять собой, - можно причину грусти устранить).

 

Человек может не всегда осознавать процесс действия. Например, если мы говорим на родном языке, то в каждый данный момент мы вряд ли осознаем, как двигаются наши органы речи.

 

Осознаются ли смыслы всегда? Смысл – это отношение, возникающее между чем угодно (между лампочкой и пищей – биологический смысл; между вытиранием ног и удовольствием мамы). Человек не всегда осознает все смыслы деятельности. Например, когда ребенка учат умножению, ребенок не осознает, для чего ему нужно умножение. Но все-таки, если учишь, лучше всего объяснять смысл деятельности.

 

Мы будем выбирать, что помещать на сайт, что не помещать. Не будем размещать высказывания, что математику не дано понять не математику. Профессиональный кретинизм – не видеть ничего, кроме своей профессии.

Пример «Денискины рассказы» – учитель географии пришла заменять учителя литературы. Нужно читать из «Полтавы» Пушкина по программе. «Пушкин нам показывает, что в это время года Украина зависит от перемещения воздушных масс», - говорит учитель географии. Учитель в классе – царь и бог. И иногда учитель забывается.

 

Есть тест на самооценку у младших школьников. Три кружочка и их надо соединить черточкой. Ты, твой товарищ, учитель. Самый умный для младшего школьника – учитель. Но: умный – это человек, который может быстро решать трудные задачи.

 

Ради чего мы собрались создавать сайт? В зависимости от цели мы будем подбирать содержание.

Цель – создать ресурс, который поможет и студенту на практике, и школьному учителю для своих задач, которые он ставит на уроке. Задача математики в школе – чтобы помочь другим дисциплинам развить абстрактное мышление. Создать ресурс, в котором учитель сможет выбирать, учитывая особенности школьников.

 

 

8. Внутреннее строение деятельности

 

Деятельность начинается с потребности. Потребность – нужда, чего нет. Но потребность не определяет направленности деятельности. Как определить направленность деятельности? Потребность встречается с предметом, образуется мотив, а мотив – это предмет потребности (потребность, нашедшая себя в предмете), и по мотиву мы определяем деятельность (см. тетрадка).

 

Деятельность состоит из действий. Действие – это процесс, отвечающий представлению о цели. По мотиву мы определяем деятельность; по цели мы определяем, какое действие. Действие осуществляется более мелкими операциями. Операция – способ совершения действия, она определяется условиями.

 

Например, нужно позвонить по телефону. Цель: соединиться с человеком в другом городе. В зависимости от условий будут и операции. Может быть телефон мобильный или стационарный. Стационарный телефон может стоять на столе или висеть на стене. Телефон может быть кнопочный или вертушка. Может не быть телефона, тогда надо ехать на телефонный пункт. Т.е. будем много стадий в зависимости от условий.

 

Операции – это способ совершения действия. Способы определяются условиями и чаще всего не осознаются. Когда человек достает пинкод, вступление в контакт с машиной и т.д. – это мелкие действия, т.к. они осознаются. Операции не осознаются.

 

Действия – это основная единица деятельности, действия могут быть более крупными и более мелкими. Разница между действием и операцией в осознании цели. Значит, если мы осознаем цель, то это действие; если не осознаем – операции.

 

Пример:

Когда человек учится водить машину, он осознает каждое свое действие. Когда водитель опытный, он делает все на автоматизме.

 

У человека операции по происхождению бывают двух видов:

1) Ранее были сознательными действиями и автоматизировались; могут снова начать осознаваться при сбое в деятельности.

 

Вдруг машина не заводится. Отвлекается от разговора. Начинает себя поэтапно проверять. То, что было операцией, стало снова сознательным действием.

 

2) Никогда не были сознательными действиями, сформировались путем прилаживания, адаптации и подражания. Например, ходьба или произнесение звуков на родном языке. Не могут осознаваться.

 

 

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.