Объяснить две структурные схемы анализа формируемых знаний и способов деятельности (морфологическую и функциональную).
А. Морфологическая структура деятельности.
1. Деятельность начинается с потребности (потребность – то, чего нет, т.е. нужда). Потребность находит себя в предмете. Предмет - это "будущий продукт" деятельности. Мотив определяет направленность деятельности. Мотив - из за чего человек делает (корысть, месть и т.д.). Мотив отличается от цели. Цель - чего человек хочет добиться. Цель всегда одна, мотивов может быть много.
Мотив, который совпадает с целью, называется внутренним по отношению к деятельности. Например. Я читаю книгу, чтобы получить информацию. Цель и мотив – получение информации. Цель и мотив в данном случае совпадают, поскольку читать книгу интересно.
Но мотив и цель могут не совпадать. Например, цель – получение информации; мотив – сдать экзамен. Если мотив и цель не совпадают, то возникает проблема смысла. Какой смысл в действии? Ради чего я его совершаю? (Отношение мотива к цели называется смыслом).
Вывод: в обучении надо добиваться того, чтобы мотив и цель совпадали.
2. Деятельность состоит из действий. Действие определяется целью. Действие осуществляется более мелкими операциями. Операция – способ совершения действия, определяемый условиями. Разница между действием и операцией в том, что если я осознаю цель – это действие, если не осознаю – это операция. Пример: когда человек учится водить машину, он осознает каждое свое действие; когда водитель опытный, он делает все на автоматизме. Навык – это закрепленная операция. Цель обучения – развитие навыков.
3. Действие может переходить также в статус отдельной деятельности, если цель действия становится самостоятельным мотивом. Этот механизм “сдвига мотива на цель» - основной механизм воспитания. Например. Сначала делаешь, чтобы доставить удовольствие кому-то. Через некоторое время начинает нравиться. Так, учитель привлекают в поход ребенка из трудной семьи, чтобы он не болтался. Учитель завязывает отношения с учеником и говорит, что выучи вот тут, я тебя вызову и поставлю 4. Раз, два выучил – привык, начал понимать. Понимая географию, начинает интересоваться биологией, математикой.
Б. Функциональная структура деятельности.
Леонтьев выделяет две фазы деятельности: «фаза подготовления» и «фаза осуществления». В учебной деятельности «фаза подготовления» выполняется обучающим, «фаза осуществления» - обучающимся.
Основные характеристики видов учебной деятельности в целях усвоения содержания обучения