Формирование общеучебных умений и навыков
а) Классификация ОУН.
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которые формируют действия, используемые во многих предметах и в повседневной жизни.
Учебно-организационные (управленческие) умения |
Учебно-информационные умения |
Учебно-логические (интеллектуальные) умения |
Учебно-коммуникативные умения |
- Нацелить себя на выполнение поставленной задачи.
- Планировать свою текущую работу.
- Организовать свое рабочее место.
- Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Вести познавательную деятельность в коллективе (объяснять, оказывать помощь, принять помощь и т.д.).
- Личностное самосовершенствование |
- Работать с устным и письменным текстом.
- Составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, цитаты, доклад.
- Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики.
- Пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями.
- Пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи компьютерная техника).
- Пользоваться компьютерным источником информации. |
- Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).
- Умение читать в заданном темпе.
- Умение чисто и скоро писать.
- Сравнивать объекты, факты, явления.
- Классифицировать материал.
- Обобщать, делать резюме.
- Абстрагировать.
- Выделять главное, существенное.
- Синтезировать материал.
- Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
- Выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь, взаимозависимость между ними. |
- Умение слушать и слышать.
- Литературным и специальным языком выражать свои мысли.
- Умение работать в группе.
- Задавать уточняющие вопросы.
- Умение слушать и одновременно записывать учебный материал.
- Читать текст и слушать инструктаж педагога о работе над текстом.
- Выступать перед аудиторией.
- Составлять план выступления.
- Вести полемику, участвовать в дискуссии.
- Высказать тезисы.
- Аргументировать, доказывать. |
в) Примеры формирования наиболее важных ОУН.
Два главных момента: постановка цели и организация деятельности, также ученику нужно осознание отношения цели к мотиву своей деятельности. Т.к. у каждого ребенка свои мотивы (познавательные, достижение успеха и т.д.), то учителю приходится опираться на широких спектр всех мотивов. После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить алгоритм работы. Можно сравнивать выполняемое задание с образцом.
Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к знакомой теме. Ориентируясь на него, ученики составляют план по близкой теме. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними. Совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута.
После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Упражнения должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.
Далее необходимо приучить ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.
Примеры алгоритмов (или памяток), которые можно предложить учащимся для формирования общеучебных навыков.