Применение карт понятий
Обучение с помощью карт понятий начинается с графического способа отображения информации (некоторых фактов о мире) с помощью пропозиционарных суждений (два суждения, которые связываются логической связкой).
Примеры пропозиционарных суждений:
Объект (предмет, явление, персонаж) – свойство (характеристика объекта).
Наиболее часто понятия связываются с помощью 9 наиболее распространенных логических связей:
Род-вид: заяц – заяц-беляк.
Вид-вид:
Причина-следствие: она не пришла на пару, потому что заболела.
Целое-часть: Конфета состоит из шоколада, орехов…
Тождественность:
Противоположность: холодно – жарко.
Степень (качества): Одна конфета вкуснее, чем другая конфета.
Функция: одно – функции другого.
Последовательность:
Карты понятий отличаются от ментальных карт. В картах понятий связи четко выстроены. В ментальных картах – связи ассоативные, интуитивны. Ментальные карты – отображение существующих знаний в некой новой форме (тут нет школьных связей). Ментальные карты используются для обучения взрослых (тренинг карьеры, торговля – взглянуть по-новому на товар). Ветки могут быть по-разному нарисованы.
Карты понятий – используют жесткую логику, систематизируют знания. Тут мы формируем новые знания. Ветки структурированы.
Посмотрим примеры логических связей. Родо-видовые и видо-видовые отношения используются крайне широко и отражают семантические сети в виде классификационных структур. Вертикальные родо-видовые отношения отражают соотношения между понятиями. Ключевые слова на связях: есть (одно есть другое); является; принадлежит (принадлежность; эти зайцы принадлежат к такому-то роду); отношение (это относится к этому).
Пример:
(дуб и береза «принадлежат к», а не «относятся к» - исправить)
Фрагмент классификации деревьев. Классический пример родо-видовых отношений. Ребенок сразу запоминает связи. Можно расширить, если использовать другие виды связей.
М.б. задание: ученик должен сам дополнить карту. Т.о., мы можем задавать несколько типов заданий такого плана. Заданий м.б. 3 типа:
В каждом задании есть несколько вариантов ответа.
Стул - есть что? – мебель.
Стул – есть - место, где сидят.
Стул - есть - отдых.
Что является частью стада?
Корова, овца. Пастух, собака – нет.
Дерево имеет листву.
Дерево производит (выращивает) листву.
Задания со свободным выбором ответа можно использовать для диагностики знаний.
Может быть свободный выбор (нет вариантов ответа) – для обучения.
Переходим к большой графической схеме. ПО может хорошо помочь при условии, что учащийся умеет работать с этим ПО. Пример (схема из физики):
Твердое тело
Теперь попробуем с информатикой:
Информатика состоит из 7 содержательных линий:
1) Информация и информационные процессы;
2) Моделирование и формализация;
3) Представление информации;
4) Компьютеры;
5) Телекоммуникации;
6) Информационные технологии;
7) Социальная информатика;
7) Алгоритмизация и программирование.
Рассмотрим компьютер как устройство
Информационное общество (из социальной информатики). ческих связей:
Информатизация – это процесс, использующий соотв. технологии. язей: