Основные тенденции развития образования в мире
1. Рост приоритетности сферы образования.
Почему образование стало занимать приоритетную роль. В чем это проявляется? – В увеличении школьных ассигнований. До мирового кризиса расходы на образование росли в 1.5 – 2 раза, быстрее национального дохода. В США – 7 % ВНП, в Австралии 8% ВНП, большой процент в Японии и Нидерландах. Во всех развитых странах – на уровне 7-8% ВНП.
Активное участие правительств в реформировании системы народного образования. Практически везде либо сами главы возглавляют реформирование системы образования, либо первые лица. 15 лет назад Клинтон в предвыборной кампании обещал конкретные шаги по реформированию системы образования. В Японии премьер-министр возглавляет национальный совет по реформированию школы.
Во всех странах принимаются программы по поощрению элитарного образования. Везде обращается внимание на то, что мы должны растить, поддерживать одаренных детей. Такие программы существуют в Америке, Европе - Германии, Англии. Эти страны больше всего уделяют внимания на поддержку одаренных детей.
2. У населения увеличивается социальный спрос на образование. Увеличивается социальная значимость образования. Все больший и больший процент населения получает среднее и высшее образование. За вторую половину 20-го века людей с высшим образованием по сравнению с 50-ми годами увеличилось в 6 раз. Есть страны, в которых 80% молодежи учатся в учебных заведениях (Япония).
3. Гуманизация школы.
Гуманистическая тенденция была всегда важна, всегда существовала (и в 19 в.), но во 2-й половине 20-го века мы пришли к тому, что поменялся мир. Много проблем встало в этом интегрированном мире - экологические проблемы; проблемы антисоциального поведения, связанные с ростом иммиграционных потоков; увеличиваются демократические характеристики государств – граждане получают больше свобод. Эти проблемы нужно решать, но решать можно по-разному: увеличивать меру ответственности, можно развивать надзорные органы, ужесточать законы, а можно делать через школы – проводить экологическое воспитание, закладывать идеи толерантности, терпимости, предупреждения социальных пороков. Через систему образования такие проблемы решаются более эффективно.
В чем проявляется гуманистическая тенденция?
А. В равенстве возможностей получения образования. Сделано так, что любой ребенок, не зависимо от своего социального статуса, мог получить образование. Т.е. нет т.н. «тупиковых школ», после окончания которых ребенок может получить только профессиональное образование.
Б. Перевод образования (как высшего, так и среднего) с когнитивного направления к развитию самостоятельности детей, их творческому потенциалу.
Каким же образом достигаются эти гуманистические цели?
a)Пересматривается и изменяется содержание образования. Появляются курсы гуманитарной направленности (обществознание, человеческие науки), в которых гуманистическая тенденция ярко прослеживается. Также химия, физика, математика, биология пронизаны гуманизмом. Делается акцент не на знаниях, а на толковании, анализе, оценке этих знаний с точки зрения их нужности для человечества, меры ответственности. Сейчас не важно сделать открытие, а важно то, как человек этим открытием воспользуется.
b)Гуманизация форм и методов обучения. Направленность обучения на индивидуализацию; используются психологически щадящие формы, предоставляющие право выбора ребенку и формы, и содержания работы; безотметочные, безоценочные формы. Развитие самостоятельности учащихся – ребенок заключает контракт на выполнение какого-либо контракта (можно выбрать на 5, 4, 3). Если не выполнил – будет 2.
c)Гуманизация отношений между учителем и учащимся. В начальной школе запретили отметки. Но – это формально: дети все равно боятся, т.к. в электронных журналах все равно делаются отметки. Или учитель может наказать: например, заставить простоять весь урок у доски за невыполнение домашнего задания. Это не только перевод с авторитарного, на демократический стиль общения (реализация т.н. педагогики «сотрудничества»), но и в рамках уроках применение таких технологий, в которых ребенок чувствовал бы себя субъектом образовательного процесса, а не просто объектом манипулирования учителя. Учитель все больше видится как помощник, консультант, а не источник информации и жесткий контролер учебно-образовательной деятельности учащихся.
d)Создание психологических служб поддержки учащихся (началось в 70-х годах в Европе). Позволяло выбрать ту или иную образовательную траекторию (в западных школах сильна дифференциация – обязательный блок и надстройки), выбрать профессию. Тенденция диверсификации образования. Когда предоставляется большое разнообразие форм получения образования, разных видов образовательных учреждений (кружков).
4. Направленность во многих школах образования и воспитания на профилактику антисоциального поведения, нравственных пороков.
40 лет назад трудно было представить Европу, когда полиция несколько дней не может утихомирить молодежь (наркоманов и алкоголиков), которая громит, разбивает. Это общая для всех беда. Начиная с 90-х годов, это приходит к нам. Эта проблема стоит перед всей школой, перед педагогикой всей страны. Школьные программы во многом отражают озабоченность педагогов, включают профилактику.
В чем эта профилактика проявляется? Во многих странах вводятся специальные предметы. Например, граждановедение. Профилактика проституции – курсы сексологии. Если спец. курсы не вводятся, то в курсе биологии, обществознания и т.д. много тем, которые просвещают детей, проводят воспитательную работу. В Японии обязательный предмет – моральное воспитание. Этот предмет там главный – 2 раза в неделю.
5. Во многих странах начало снижаться качество образование.
Почему? В 50-е-60-е года среднее образование было не обязательным. Примерно 50% населения в Европе получало среднее образование. Конец 20 века – среднее образование стало обязательным. Образование растет экстенсивным путем. Сейчас учим всех. Раньше, когда кто-то не учил, не был мотивирован, он автоматически отсеивался. Когда нужно учить всех, то качество обучения снижается. Это проблема всех стран. Много реформ, связанных с повышением качества образования.
Как это реализуется? Есть образование централизованное и не централизованное. Франция – образование централизовано. Если образование централизовано, то это значит, что все учатся по одним и тем же учебникам, все одинаково во всех школах. А некоторые страны децентрализуют школу - Англия, Америка. У них каждая школа учит по-разному (по-своему). Там, где образование децентрализовано, вводят государственные стандарты. Правительство разрабатывает требования к уровню обученности детей, к организацию процесса обучения, ниже которых опускаться нельзя. Введение стандартов – это проявление тенденции. Существуют органы, которые контролируют и решают эти проблемы. В вузах – существует даже международный контроль. Почему? Идет процесс мобильности учащихся. Организовано единое образовательное пространство Европы - можно переходить из одного уч. заведения в другое, поэтому д.б. общие требования и контроль, установленные на гос. уровне.
Унификация образовательных систем. Мы ввели бакалавров, магистров и т.д. Мы стали вводить 11-летнее образование, вместо 10-ти лет, чтобы подтянуться к Европе, где образование 12 лет. Но: они идут в школу с 5-6 лет. В целом тот объем образования, который есть, можно усвоить за 10 лет.
6. Поиск новых путей дифференциации обучения.
Это неградуированные школы, школы без стен. Идет общая тенденция от дифференциации по способностям к дифференциации по интересам, когда определяется минимум знаний – 80 % обязательного + надстройка по выбору ребенка.
Почему идет дифференциация обучения? Сейчас требуются специалисты не широкого кругозора, а по узкой специальности. Чтобы достичь хороших успехов, нужно начинать раньше. Но: должна быть база. Сейчас мало эрудитов, которые знаю все, становится все меньше. Сейчас потребность в специалистах в узких областях.
7. Демократизация школы.
Этот список можно продолжить
8. Тенденция интегрированного обучения.
Учить аутичных, и одаренных детей в одном классе.