Платон. «Апология Сократа» Конспект
[После обвинительных речей] В речах обвинителей не было ни слова правды. Сократу было 70 лет. Два рода обвинителей: одни обвинили теперь, а другие давно, и они более опасны, т.к. их нельзя опровергнуть. На суде С. защищался против первых. Сократ не отрицал богов, не занимался воспитанием, но приобрел известность мудростью.
Пифия ответила на вопрос Херефонта в Дельфах, что Сократ самый мудрый. Сократ усомнился в словах оракула и стал ходить к разным мудрым людям, но видел, что те лишь притворяются мудрыми и что он мудрее, так как, по крайней мере, не претворялся. Он обошел всех мудрых людей и увидел, что он, действительно, самый мудрый.
Сократ думал, что поэты мудрее, но это оказалось не так, т.к. поэты творили благодаря «какой-то природной способности», а не мудрости.
Сократ ходил и к простым людям, занимающимся ручным трудом. Но те, зная свое ремесло, считали что знают все на свете, и в этом тоже были не мудры.
Тогда он и нажил себе врагов и славу мудреца. Сократ считал, что самый мудрый Бог, а он – после бога: "Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего по правде не стоит его мудрость".
Сократ и ныне ходит всюду в поисках мудрых людей, поэтому не имеет он времени на иную деятельность, кроме доказательства, что тот или иной человек вовсе не мудр.
У Сократа много последователей из числа молодых зажиточных граждан, которые могут позволить себе то же, что и Сократ – доказывать немудрость людей. Но когда их спрашивают, чему учит Сократ, чтобы не ударить лицом в грязь, они придумывают, что их учат про то, "что в небесах и под землею", и про то, что "богов нет». Так пошла клевета на Сократа.
Обвинение против Сократа: Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает другие, новые божества. Сократ рассматривает каждый пункт обвинения отдельно.
Сократ спрашивает Мелита, какой человек делает молодежь лучше? Мелит говорит, что судьи делают молодежь лучше, а вообще все, кроме Сократа. Но так не бывает. Как у коней – лучше их делают только избранные, т.е. наездники, а все остальные делают хуже.
Если Сократ портит юношей, то, прежде всего, причиняет зло себе, так как они находятся рядом с ним. Если он делает это неумышленно, то его следовало бы увещевать, а не приводить в суд, но Мелит избегал встреч с Сократом, поэтому Мелиту нет никакого дела до всего этого.
Сократа нельзя обвинить в безбожии, даже если он признает не тех богов, что признает город; а, якобы, его идеи – это идеи других философов, которые можно прочесть в книгах. Кроме этого, в обвинении Мелита написано, что он признает демонические знамения, а демонические знамения – дела демонов, а демоны – дети богов, значит, Сократ признает богов, и в обвинении Мелита – ложь.
Сократ говорит, что его может погубить клевета и недоброжелательство.
Даже под страхом смерти Сократ останется в «строю» философов и будет заниматься тем, чем ему велел заниматься бог. А про смерть никто ничего не знает. Может быть, это величайшее из благ. Поэтому неизвестного не стоит бояться, так как оно может оказаться и благом.
Если бы даже афиняне и отпустили Сократа, он не перестал бы философствовать, продолжал бы говорить о том, что, прежде всего, надо думать о душе, что «не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей деньги».
Афиняне больше пострадают от того, что потеряют Сократа, так как город похож на благородного коня, обленившегося и нуждающегося в том, чтобы его подгоняли. Сократ – это овод, который будит коня, при этом он забросил все свои дела и не берет за это никакой платы.
Сократ не занимается государственными делами, т.к. внутренний голос ему это запрещает, да и правильно делает, т.к. невозможно, занимаясь государственными делами и отстаивая справедливость, не погибнуть.
Сократ просит привести тех, кого его речи испортили. Таких не находится.
Говорит, что не будет просит судей об оправдании, хотя у него трое сыновей, не будет устраивать «слезные представления», а будет вести себя мужественно.
[После признания Сократа виновным] Сократа осудили с малым перевесом голосов. Он был удивлен этому.
Сократ, по заслугам оценив свою деятельность, а именно убеждение людей в том, что нужно больше заботиться о себе, а не о своих делах, приговаривает себя к обеду в Пританее (собрании).
Сократ пытается выбрать для себя наказание: он не хочет тюрьму, не хочет штрафа (это равносильно тюрьме, т.к. ему нечем платить), не хочет изгнания, т.к. везде будет изгоняем, т.к. не может не повиноваться богу – будет продолжать свои беседы. Он назначает себе в наказание 30 мин серебра, т.к. этого хотят его поручители – Критон, Критобул, Аполлодор.
[После вынесения смертного приговора] После приговора Сократ говорит, что теперь афинян будут обвинять в том, что они казнили мудреца; а можно было бы немного подождать, т.к. он и так глубокий старик.
Сократ предрекает, что появится еще больше обличителей, которых он сдерживал. Лучший способ защиты: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше.
Говорит о том, что привычное божественное знамение не противоречило ему на процессе, значит, он все делал правильно. Смерть может быть даже приобретением, если она похожа на ночь. Да и неплохо переселиться туда, где судят по справедливости, в царство Аида, где можно беседою испытывать людей, живших раньше.
Просит афинян укорить своих сыновей, если они не будут думать о доблести.
Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это никому не ведомо, кроме бога.
Вывод: Сократа осудили незаслуженно; он погиб из-за клеветы и недоброжелательства. |
Оказывается, поэты по Сократу не мудры.
Это так.
Интересное высказывание.
Сократ всю жизнь занимался философией, пренебрегая земными благами. Истинный философ.
Твердая логика.
Интересное доказательство в суде.
Интересное доказательство.
Неизвестного не стоит бояться, т.к. он м.б. благом.
Не от денег бывает доблесть, а от доблести деньги.
Интересная метафора.
Интересная мысль.
Очень мужественный человек.
Демократия
|