Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Мышление

Мышление

Задача – рассмотреть мышление, его виды, функции, свойства, дать общую характеристику процессов мышления; рассмотреть, какие существуют общие подходы активизации процессов мышления в уч. деятельности.

 

Определение:

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового; процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практ. деятельности из чувственного познания, но далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление связано с внешним миром и является его отражением. Правильность и адекватность этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

 

Основные функции мышления:

Расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано восприятием.

 

Задачей мышления является раскрытие отношение между предметами, выделение связей м.д. предметами, отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

 

Что такое мыслительный процесс?

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (т.е. условие задачи), который является сознательным, целенаправленным, который оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом. Результатом может являться переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.д.

 

Мысль вполне физическое явление. Она несет энергию и информацию. Устойчивая мысль – это очень мощная энергия, она может материализоваться; каждый человек должен аккуратно обращаться со своими мыслями. От мыслей зависит качество жизни. Любая убежденная мысль реализуется в событие.

 

Виды мышления:

1)Наглядно-действенное (у детей до 5 лет);

2)Наглядно-образное;

3)Словесно-логическое.

 

Наглядно-действенное – вид мышления, который опирается на непосредственное восприятие предметов, реальные преобразования в процессе действий с предметом.

 

Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы; его функций направлено на представление ситуаций, изменение ситуации, которое человек хочет получить в результате своей деятельности. Особенность наглядно-образного мышления – становление и привычных, и вероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, ситуация пре образуется в виде образа.

 

Словесно-логическое – вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

 

Также различают:

Теоретическое и практическое мышление;

Интуитивное и аналитическое;

Реалистическое и аутистическое;

Продуктивное и репродуктивное.

 

Чем различаются теор. и практ. мышление? - По типу задач, которые решаются, и по типу вытекающих из этого структурных и динамических особенностей. Теор. мышление направлено на познание законов, закономерностей, правил. Например, открытие закона – результат работы теор. мышления. Практ. мышления – основная задача: это подготовка физ. преобразования действительности (постановка плана решения задачи, схемы, проекта). Особенностью практ. мышления явл. то, что оно развивается в условиях лимита по времени. В условиях лимита времени важно то, что у нас очень мало времени на проверку гипотезы, решение и реализацию задачи. Поэтому часто практическое мышление представляется более сложным, чем теоретическое – возникает необходимость быстро принимать решение. Еще одним различием явл. то, что разный характер обобщений: теор. – оперирует понятиями, практ. – житейскими ситуациями.

 

Инт. и аналитич. мышление.

Интуитивное мышление – это скорее мышление, которое характеризуется не жестким временем протекания; оно, скорее, не осознанно, т.е. мы не понимаем, как работает интуиция (но она работает, тем не менее); т.е. это вещи, которые не поддаются алгоритмизации.

Аналит. мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы и в значительной степени представлено в сознании человека, который мыслит (т.е. явл. в значительной степени осознанным, в отличие от интуитивного мышления – которое минимально осознанно).

Поэтому, мы не можем говорить о создании ИИ, равного человеку, потому что в моделировании рассуждений мы можем алгоритмизировать только то, что знаем сами, а знаем не много. К примеру, мы не знаем, как работает интуитивное мышление, поэтому не понятно, можно ли смоделировать логику человека.

 

Реалистическое и аутистическое мышление.

Реалистическое мышление направлено на внешний мир, который окружает человека и регулируется логическими законами.

Аут. мышление направлено внутрь, на само человека; связано с реализацией желаний этого человека.

 

Важным для нас является различение продуктивного и репродуктивного мышление.

Есть уровни обученности, один из них носит название репродуктивного уровня. Репродуктивный уровень – ребенок может воспроизвести только то, что прочитал, выучил, но никакой новизны нет. Разница между продуктивным и репродуктивным мышлением заключается в степени новизны мыслительной деятельности по отношению к знаниям субъекта. Продуктивное мышление направлено на создание чего-то нового (новых образов и понятий).

 

Необходимо различать произвол. и непроизвол. мыслительные процессы.

Непроизвольные процессы - образы сновидений. Произвольный мыслительный процесс – целенаправленное решение какой-то задачи.

 

Любой мыслительный процесс осуществляется в обобщениях, в понятиях. Кроме понятий, он включает в себя и образы. В частности, существование художественного мышления показывает, что человек может мыслить образами; включая образы в мыслительный процесс, мы преобразуем их, и на первый план выступают более существенные детали этого образа, чем его второстепенные черты. Художник мыслит не понятиями, а образами, он генерирует новый образ.

 

К разрешению задач мышление идет через разнообразные операции, давайте их рассмотрим.

 

Итак, операции:

Сравнение;

Анализ;

Синтез;

Абстракция;

Обобщение.

 

Сравнение.

Мышление сопоставляет какие-то вещи, явления, их свойства; выделяет сходства и различия, что приводит к классификации предметов.

 

Анализ.

Мы берем явление, процесс, предмет, мысленно его расчленяем, чтобы отделить несуществующие связи и выделить то, что является существенным.

 

Синтез – это процесс обратный, мы хотим найти что-то целое, находя существенные связи между объектами и явлениями (выявить отношения объекта и явления, чтобы восстановить целое).

 

Анализ и синтез взаимосвязанны. В складе мышления у одних людей есть склонность к анализу, у других - к синтезу.

 

Абстракция. Что значит осуществить над предметом операцию абстракции, что значит абстрагироваться. Берем какой-то объект или явление. Например, берем студента. Студенток нет, есть студенты. Мы абстрагируемся от пола. Абстракция – это выделение одного свойства в отвлечении от других свойств. В студенте важно то, что он участвует в учебно-воспитательном процессе. Его внешний вид и его личностные качества – это не так важно для учебно-воспитательного процесса, мы абстрагируемся от этого. Абстракция нужна для того, чтобы выделить конкретное свойство и рассматривать его; остальные свойства, не существенные для решения задачи, отбрасываются.

 

Сначала выделяет чувственные свойства, потом переходим к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

 

Обобщение – это отбрасывание некоторых единичных признаков при сохранении общих.

У студента много общих признаков – рассеянность, необязательность, постоянное желание пить и есть, спать.

 

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами мыслительного процесса, через которые мысль идет к познанию. В более высоких формах обобщения раскрываются отношения между объектами – связи, отношения, закономерности. 

 

 

Основные формы логического мышления:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

 

Понятие - форма мышления, которая отражает наиболее существенные свойства, связи, отношения предметов или явлений; выражается словом или группой слов. Понятия могут быть общими, единичными, абстрактными, конкретными.

 

Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. На доске пишут школьники: «Колька – дурак». Утверждение. Суждение может быть истинным или ложным.

 

Умозаключение – это форма мышления, когда на основе некоторых суждений делается некоторый вывод. Все девочки в классе сказали, что Петя хороший; в итоге сложилось некоторое умозаключение.

Умозаключения бывают:

Индуктивными (индукция);

Дедуктивными (дедукция);

Аналогия.

 

Индукция – это логический вывод от частного к общему.

Дедукция – это логический вывод от общего к частному, т.е. познание отдельных явлений или фактов происходит на уровне знаний общих законов и правил. Шерлок Холмс – там масса примеров индукции или дедукции.

 

Пример: Шерлок Холмс смотрит на трость и от общего переходит к частному. Т.е. он знает прикус собак и т.д. И приходит к умозаключению, что на палочке следы зубов кокер спаниеля.

 

Аналогия – общие сходства.

 

Мышление подвержено индивидуальным различиям. Эти различия проявляются в качествах мышления. Мы можем оценить то или иное качество мышления отдельного человека.

 

Качества мышления (в чем проявляются индивидуальные различия мышления):

Широта;

Глубина;

Самостоятельность;

Гибкость;

Быстрота;

Торопливость;

Критичность.

 

Индивидуальные стили мышления:

Синтетический

Идеалистический

Прагматический

Аналитический

Реалистический

 

Широта мышления – это способность охватить целиком весь вопрос исследования, но при этом не упуская важнейших деталей. Т.е. человек мыслит широко; это значит, что он видит проблему в всех полноте (со всеми деталями). Узко, значит, что человек видит проблему через призму своего узкого представления. Хороший эксперт – это человек, обладающий широтой мышления; он способен выйти за рамки своей области, чтобы более широко посмотреть на проблему и найти наилучший способ решения.

 

Глубина мышления – это способность проникать глубоко в суть вопроса; не поверхностный, а глубокий анализ.

 

Самостоятельность – умение самостоятельно выдвигать новые задачи и находить их решение, не прибегая к помощи других людей.

 

Гибкость мышления – это значит, что человек раскован, не ограничивается известными приемами и способами решения задач; умеет быстро менять характер действий при изменении обстановки, использовать новые методы, приемы решения задачи.

 

Быстрота мышления – это способность быстро разобраться в новой ситуации.

 

Как оценивается?

Есть способы диагностики, в том числе детей, по тому, как развитие отдельных качеств мышления может служить основой для постановки педагогической задачи. Допустим, мы можем развивать быстроту, гибкость мышление путем специальных комплексов задач, например, математика, информатика, лингвистика. Типичная задача: вставить пропущенные буквы в слова – быстрота мышления оценивается, сколько слов в минуту я смог вставить; или заполнение квадрата цифрами по определенному закону; в информатике – переливашки – нужно разлить по емкостям воду, пользуясь минимальным количеством шагов.

 

Есть обратное качество – торопливость. Это поспешное решение вопроса без обдумывания, выхватывание некоторых сторон проблемы.

 

Критичность мышления – это одно из качеств, формирование которого есть пед. задача. В каких формах внеурочной деятельности школьника м. сформировать критичность мышления? Т.е. способность оценить себя, свои мысли, тщательно обдумать все предположения и выводы. Например, любые турнирные соревновательные формы: КВН, конкурсы, олимпиады в школе. Проверить, а правильно ли ты все сделал, оценить себя по сравнению с другими. Это хорошее качество.

 

Что такое снобизм? Человек, у которого такое качество мышления, как критичность – не развито. Он считает, что он лучше всех, смотрит свысока; что я делаю однозначно лучше, чем кто-то другой. Когда ребенок начинает завоевывать первые места на олимпиадах, есть вероятность потери у него критического мышления.

 

Круглые отличники не так часто в жизни добиваются успеха. Например, получает на первом курсе двойки. Это тяжелая психологическая травма, из которой он не может выйти. Он попал в другую ситуацию, где он не такой исключительный, как ему казалось. Жизнь все равно предъявит снобу соответствующую ситуацию; лучше раньше, пока еще высоко не забрался – иначе будет больнее падать.

 

Качества широта, глубина, критичность мышления – это то, что необходимо формировать для развития личности.

 

Из-за отсутствия критичности мышления может сформироваться девиантное поведение. Девочка ничего из себя не представляет, а старается поддерживать имидж. Это уже клинический случай. Она старается делать все даже крайними способами, чтобы оставаться на уровне исключительности. Это уже работа психолога, психотерапевта, психиатра. Это типичные дети родителей с возможностями, которые делают из детей идолов. Когда такой цветок сталкивается с внешним миром, его там вытаптывают.

 

Троечник – это адекватный человек, у которого развиты все качества личности. Может получить и пятерку, и двойку. У него нормальная реакция. Может и подраться. А вот очкарик – это тот человек, с которым надо работать. Если мы видим ребенка с ярко выраженными (гипертрофированными) индивидуальными различиями, то с ним нужно работать индивидуально. 1-й 2-й 3-й класс – все качества мышления очень хорошо видны. Например, сформировать такую группу, где бы эти качества выравнивались. М. подобрать так эту группу, чтобы он в этой группе был исполнителем, а не лидером. Есть гиперактивный ребенок, нужно за руку с ним ходить везде. Или дать индивидуальное задание. Или дать разные задания (по уровню сложности), а оценить одинаково. Наша задача – сохранить и развивать способности у одного и подтягивать другого к первому. М. дать проект, чтобы дети без особых способностей могли бы проявить себя.

 

Пристрастность (любимчики) – негативное качество, с таким качеством работать нельзя. Есть изгои, а есть звезды; ни о какой дифференциации обучения не может быть и речи.

 

Стили мышления. Из совокупности качеств они формируются (см. выше).

Синтетический – человек с этим стилем мышления стремится создать что-то новое; сделать что-то оригинальное, синтезировать.

 

Идеалистический – человек склонен поступать в соответствии со своими интуитивными представлениями, без детального анализа, глобальных оценок.

 

Прагматический стиль – опора на свой личный опыт и стремление получить конкретный результат. Девушка хочет получить результат в виде мерседеса, шубы – это прагматик; она будет использовать все доступные материалы и информацию, чтобы это получить.

 

Аналитический стиль мышления – систематическое, всестороннее рассмотрение явлений, процессов на основе изучения большого объема информации.

 

Реалистический – реализм, признаем факты, конкретность данной ситуации; признаем, что ситуацию нужно корректировать.

 

Мышление и речь

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.