Контрольные вопросы к теме "УУД»
- Перечислите виды универсальных учебных действий, которые можно было бы целенаправленно формировать на уроках информатики, так как они непосредственно «связаны» с содержанием этого курса.
I. Познавательные УУД
Знаково-символические действия:
- моделирование, т.е. умение моделировать и работать с моделью;
- преобразование моделей с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические действия:
- Анализ.
- Синтез.
- Сравнение.
- Классификация.
- Выведение следствий.
- Причинно-следственные связи.
- Доказательства, выдвижение гипотез.
- Построение логической цепи рассуждений.
Действия постановки и решения проблем.
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера, поискового характера.
II. Коммуникативные УУД
III. Личностные УУД
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
- Нравственно-этическая ориентация.
- Как связаны между собой некоторые универсальные учебные действия и содержание курса информатики?
Знаково-символические действия
Например, построить структурную модель компьютера, сетевую модель, модель интернета и т.д.
Логические действия.
Так, анализ присутствует в явном виде при решении задач, построении графических моделей, изучении процесса хранения и обработки информации.
Сравнение различных моделей хранения и обработки информации.
Синтез – при сборке компьютера.
Построение логической цепи рассуждений – программирование и т.д.
Действия постановки и решения проблем.
Проблемные задачи могут быть связаны с хранением, переработкой, передачей, использованием информации. В основном – это проектирование, создание инфоресурсов. Проблемы творческого поискового характера лежат в сфере обработки информации, поиска и создания ресурсов, информационных и информационно-исследовательских проектов.
Коммуникативные УУД
На формирование коммуникативных УУД направлена любая деятельность, связанная с сетевым учебным взаимодействием (реализация сетевых телекоммуникационных проектов, самостоятельная работа с сетевыми ресурсами и т.д.)
Личностные УУД
Самоопределение предполагает формирование информационного мировоззрения.
Смыслообразование –объяснение учащемуся, что он учиться для того, чтобы приобрести умения и навыки существования в новом, информационном, обществе.
Нравственно-этическая ориентация – этика работа в сети.
- Какие виды УУД выделяют в «особые»? Почему именно формирование и развитие этих УУД целесообразно включать в цель урока?
Знаково-символические действия. Эти действия целесообразно включать в цель урока, т.к. они формируются в основном только на информатике и математике. В курсе информатики даже есть раздел «Формализация моделирования», где изучаются модели. Навык работы с моделями очень важен, т.к. в курсе старшей школы очень много моделей – эволюционная, рыночная, геоинформационная и т.д.
- Чем принципиально отличается УУД «анализ»?
А. Осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития и соответствует стадии развития личностной и познавательной сферы ребенка.
Б. формирование данного УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
В. Качества, свойства всех УУД определяют эффективность всего образовательного процесса.
- Какую роль коммуникативные УУД играют в процессе обучения информатике (перечислите эти УУД и приведите пример, как можно было бы формировать коммуникативные умения на уроке информатики – элементы содержания, учебные задания, конкретные способы деятельности учеников)? Целесообразно ли на уроках информатики формировать коммуникативные УУД?
Наряду с познавательными УУД коммуникативные УУД играют заметную роль в процессе обучения информатике.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Это значит, что ученик должен уметь определять цель взаимодействия, функции всех участников взаимодействия, выбирать способы взаимодействия.
- постановка вопроса – т.е. умение быть инициативным в выборе и поиске информации.
- разрешение конфликтов, т.е.
- учащийся должен выявить проблему, которая лежит в основании конфликта;
- должен найти несколько альтернативных способов решения проблемы;
- оценить их;
- принять решение - выбрать способ разрешения конфликта и реализовать его.
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, коррекция своих действий в соответствии с действиями партнера.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, а именно – овладение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка (родного).
Формированию коммуникационных УУД способствует деятельность, связанная с информационным сетевым взаимодействием образовательного характера (сетевые телекоммуникационные проекты; самостоятельная работа с сетевыми ресурсами, взаимодействие учителя и учащегося или учащихся через сеть).
Также можно организовать объяснение нового материала в форме дискуссии. В процессе обсуждения проблемы ученики будут учиться вступать в диалог, слушать, отстаивать свою точку зрения и т.д. Можно также организовать дискуссию после доклада одного из учеников.
Можно дать задание на поиск какой-либо информации с дальнейшим обсуждением.
На уроках информатики целесообразно формировать коммуникативные УУД, т.к. отличительной особенностью УУД является то, что их формирование происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в т.ч. и информатики. Сформированные коммуникативные УУД повышают эффективность образовательного процесса – усвоение знаний, умений, формирование мировоззрения, основных компетенций, в т.ч. личностной и социальной компетентности.