Основные понятия дидактики
Использует те же категории, что и педагогика: обучение и образование, «метод обучения», «учебный предмет», «самообразование», «преподавание и учение» (см. картинку: преподавание D учение (стрелки – прямая и обратная связь)). Из психологии: восприятие, усвоение. Из кибернетики: прямая обратная связь.
Образование – это целенаправленный процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, и на этой основе - формирование мировоззрения и развитие творческих сил и способностей человека.
Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося по решению задач обучения.
Сущность процесса обучения, или процесса преподавания и учения. Обучение – процесс двусторонний. Обучение – это процесс преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность обучающегося)
Определение. Преподавание – это управление учебной деятельностью учащихся в целях реализации задач обучения. Учение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся.
В обучении деятельность учителя и учеников не совпадают (по целям, по содержанию, мотивам и т.д.).
В процессе обучения устанавливается как прямая связь - от преподавателя к ученикам (говорит, что делать; эта связь может быть и через автора учебника). Но этого мало для полноценного процесса обучения. Необходима и обратная связь (от ученика к преподавателю, например, вопросы учителя, задания, наблюдение – по позам и жестам можно узнать, понятно ли детям или нет, а также экзамен, семинары, намеренные ошибки). Оперативная обратная связь – на уроке; отсроченная – экзамен. Одна из сложностей начинающего педагога – неумение устанавливать обратную связь. Для начинающего педагога – не забыть, что надо говорить.
Если в обучении нет обратной связи, то это самообразование; если же нет прямой связи, то это даже не обучение.
Эта схема (прямой и обратной связи) не просто отвлеченная. В зависимости от того, что преобладает – либо преподавание, либо учении, либо они гармонично сочетаются – выделяются разные дидактические системы (теории обучения). Разберем три дидактические концепции.