Контрольные вопросы к теме "Сознание"
- Существует ли единое мнение о сознании – его природе и происхождении?
Нет, не существует. Материалисты говорят, что материя первична, а сознание – это свойство материи отражаться (теория отражения); идеалисты – что сознание первично.
- Какое место занимает сознание и представление о сознании в науке психологии?
Сознание – одно из основных понятий психологии. Сознание – одна из структурных частей психики.
- Кто и зачем наблюдает и изучает сознание как природный феномен?
Представления о сознании впервые возникли в глубокой древности, а представления отечественной науки о сознании связано с именами М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В.П.Зинченко, А. Н. Леонтьева, М. К. Мамардашвили, С. Л. Рубинштейна, Г. Г. Шпета и др.
До сих пор наука не нашла удовлетворительного ответа на вопрос, какова же природа сознания. Поэтому в МГУ существует межведомственный совет по проблеме «Сознание», на котором специалисты до сих пор спорят о сознании. И сколько людей – столько и мнений о нем.
Ученые изучают эту проблему, т.к. она связана с проблемой выживаемости человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Сознание и память позволяют человеку отправиться и в далекое прошлое, и в неопределенное будущее. Сознание и память позволяют творчески решать практические и теоретические задачи, воплощать самые фантастические замыслы.
- Можно ли личность представить без сознания?
Нет, т.к. личность предполагает деятельность, а деятельность не мыслима без сознания.
- Какие свойства или черты характеризуют сознание как факт, который имеет место быть?
1. Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления.
2. Сознание никогда не существует в «чистом виде», изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира».
3. Тесная связь индивидуального сознания с общественным.
4. Сознание активно. «Сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.
5. Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов в реальном мире.
6. Сознание ориентируется на конкретные предметы и явления и лишь постепенно, в процессе своего исторического развития, овладевает более сложными и отвлеченными представлениями.
- Какие функции выполняет сознание?
- отражательная,
- порождающая (творчески-креативная),
- регулятивно-оценочная,
- рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:
- отражение мира,
- мышление о нем,
- способы регуляции человеком своего поведения,
- сами процессы рефлексии,
- свое личное сознание.
- Чем общественное сознание отличается от индивидуального сознания?
Общественное сознание отличается от индивидуального сознания по своему носителю (является сознанием группы и общества), роли (отображает мир с позиции группы и общества, а не отдельного человека; создает программы, которые руководят деятельностью группы и общества), способу существования (не сводится к тому, что находится в голове отдельного человека).
Сознание отдельного человека формируется в обществе и является результатом внутреннего усвоения тех общественных отношений, в структуре которых живет человек. В сознании людей определенных эпох, стран, классов, профессий всегда есть нечто общее. Это – элементы общественного сознания. Они живут в каждом из нас.
Индивидуальное сознание – свой особый мир, который изучает психология. Общественное сознание изучает социология.
Индивидуальное сознание живет и умирает вместе с его носителем. Результаты общественного сознания мы находим в библиотеках, музеях и т.п., ключ к его пониманию – в сознании отдельных людей.
- Зачем учителю информатики в общеобразовательной школе понимать, что такое сознание и знать, чем и как оно характеризуется.
Структурные блоки сознания: познавательные процессы (ощущения, восприятия, представления, мышления, память, язык, речь); эмоциональные состояния; волевые процессы. Зная особенности функционирования сознания, можно активизировать познавательные процессы.
Сознание обеспечивает формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.