Р. Декарт «Рассуждение о методе»
Главные правила метода
Работа из многих частей, составленная многими мастерами, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, здание красивее, если его планировал один архитектор; город-крепость, спланированный одним инженером, красивее старинного города, который разрастался стихийно. Народы, постепенно пришедшие к цивилизации, имеют худшие порядки, чем те, которые живут по законам, писанным каким-либо одним правителем. Так и науки, состоящие из доводов многих, не так близки к истине, как рассуждения одного здравомыслящего человека.
Но все (всю науку, школу и т.д.) разрушать не следует, т.к. общественные образования слишком громоздки и их трудно восстанавливать. Кроме этого, недостатки, имеющиеся в общественных образованиях, смягчает обычай; их недостатки всегда переносятся легче, чем их перемены. Достаточно лишь каждому человеку избавиться от ложных рассуждений, как и сделал автор.
Часто привычка и пример убеждают нас больше, чем точное знание, и большинство голосов не является доказательством истины.
В мире есть два сорта умов: 1) пребывающие в заблуждении всю жизнь; 2) достаточно умные, чтобы следовать мнению мудрых людей. Автор говорит, что он ни тот и ни другой, т.к. сам вырабатывает правила.
Обилие законов доставляет повод к оправданию пороков, и государство лучше управляется, если их не много, но они строго соблюдаются; так и вместо большого числа правил достаточно четырех следующих, их надо только твердо соблюдать.
1. Не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным, т.е. избегать поспешности; включать в свои суждения только то, что ясно и отчетливо.
2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3. Руководить ходом своих мыслей от простого к сложному, допуская существование порядка даже среди тех вещей, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.
Если четко выводить одно из другого, как это делают геометры, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть. Начинать надо с простейшего и легко познаваемого.
Надо искать отношения вообще (т.е. выводить универсальные законы абстрактно), чтобы иметь возможность применять их потом ко всем предметам.
4. Делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Точное соблюдение избранных правил позволило автору разрешить очень много трудных вопросов, и во всем он пользовался только собственным разумом.
Несколько правил морали, извлеченных из этого метода
Пока дом перестраивается, надо иметь временное жилище; пока перестраивается ум, чтобы жить счастливо, надо следовать следующим правилам морали:
1. Повиноваться законам и обычаям страны, где родился, придерживаться религии, в которой был воспитан с детства; руководствоваться во всем умеренными мнениями, чуждыми крайностей, общепринятыми среди благоразумных людей.
Не веря своим мнениям, автор счел разумным следовать мнениям благоразумных людей, среди которых он жил и о которых мог судить по их поступкам.
Надо выбирать умеренные мнения, чтобы в случае ошибки не так сильно отклониться от истины, как было бы, если бы выбрал одно из «крайних» мнений. К крайностям автор относит обещания, каким-либо образом ограничивающие свободу, например, законы.
2. Оставаться твердым и решительным в своих действиях; раз приняв какое-либо мнение, хотя бы даже сомнительное, следовать ему до конца.
Автор уподобляет себя путникам, заблудившимся в лесу: они не должны кружить из стороны в сторону, но должны идти в одну сторону, не меняя направления; только в этом случае они выйдут из леса.
Житейские дела не терпят отсрочки, поэтому трудно отличить истинное мнение. Тогда надо принимать наиболее вероятное мнение и следовать ему.
3. Стремиться побеждать себя, а не судьбу, изменяя свои желания, а не порядок мира.
В этом состоял секрет философов, которые умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве с богами. Они пришли к убеждению, что в их власти только мысли, и поэтому они не стремились более ни к чему другому.
Самое лучшее занятие для человека – посвятить всю жизнь совершенствованию разума и подвигаться в познании истины по принятому методу.
Вывод: Каждое правило можно рассматривать как один из методов научного познания. В первом правиле дано определение интеллектуальной интуиции и критерия научного познания; второе правило – это метод анализа (изучение явления путем разделения его на части; третье правило – это движение от простого к сложному (дедукция); четвертое правило – перечисление всех изучаемых явлений, т.е движение от частного к общему (индукция).
Правила морали разумны и актуальны. |
Недостатки общественных образований переносятся легче, чем их перемены!
Государство лучше управляется, если законов мало, но они строго соблюдаются!
Избегать поспешности!
Г. Форд тоже советовал большую работу делить на маленькие части - тогда она быстрее сделается.
Основа – математика.
Настоящие законы универсальны.
Четко все записывать!
Следовать законам.
Надо выбирать умеренные мнения!
А если видишь, что это мнение ошибочно?
Очень верно.
Свободны только мысли.
Самое лучшее занятие – совершенствовать разум. |