Общие закономерности развития личности
1. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности.
2. Деятельность и общение как факторы развития личности.
Педагогика – это наука, которая занимание вопросами воспитания человека. В чем своеобразие личности? Так, 3-летнего ребенка можно назвать личностью иногда, а иногда взрослого не назовешь личностью. В мире нет двух совершенно одинаковых личностей.
Итак,
Необходимо различать:
Человек – это представитель рода homo sapiens, биологическое существо.
Личность – человек как носитель сознания. Это человек, который в результате общения, научился сравнивать себя с другими людьми, человек, который научился выделять себя из окружающего мира, человек, который обладает самосознанием.
Личности бывают разными: односторонне и многосторонне развитыми, гармонически развитыми, однобокоразвитые, агрессивные, альтруистические, высоконравственные, преступные и пр.
Какие факторы влияют на личность?
Чтобы разобраться с этими факторами, мы рассматриваем человека с 2 позиций. С одной стороны, человек – существо биологическое, с другой стороны, человек – существо социальное. Поэтому все факторы делятся на биологические и социальные.
Факторы развития личности: биологические – 1) наследственность; 2) социальные факторы – а) среда; б) воспитания.
Наследственность
1) Наследственность – способность живых существ передавать последующим поколениям свои основные признаки. Механизм наследственности – гены. Поэтому этот фактор часто наз. генетическим.
А что наследует ребенок?
Наследственность делится на общечеловеческую и индивидуальную.
К общечеловеческой наследственности относят:
1) программы биологического развития человека, или задатки человека как представителя чел. рода - наследуется чел. организм, нервн. система, органы чувств, чел. мозг;
2) общие физические признаки – задатки прямохождения, строение руки – это специфическое орудие труда и орудие познания;
3) наследуется особенность речевого оборота как задатки речи;
4) безусловные рефлексы – сосательный, хватательный, сгибательный. На 12-ой неделе формируются эти рефлексы.
К индивидуальной наследственности относят:
1) пол;
2) группа крови;
3) расовые и национальные признаки;
4) физическая конституция;
5) наследственные заболевания – дальтонизм, диабет, гемофилия, левша-правша.
6) темперамент.
7) цвет глаз, волос.
8) задатки. На основе задатков развиваются общие и специальные способности. Например, абсолютный слух. На основе этого задатка могут развиться музыкальные способности, а могут и нет. Это зависит от среды развития этих способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Задатки – природные предпосылки развития способностей. Например, ребенок может различать до 150 оттенков цветов, другие – только 30 цветов. Чтобы задатки развились, необходима соответствующая деятельность и среда. Среда и деятельность необходимы и для общечеловеческих способностей – прямохождение и речь. Подтверждение – дети-маугли. Этих детей невозможно научить передвигаться по-человечески, словарный запас бывает скуден – если, вообще, учится речи.
Сами люди ставили такие эксперименты. Передаются ли языки от родителей или нет? Заперли детей разных народов в отдельных комнатах. Речи не было. Было умственное отставание.
Таким образом, одного наследственного фактора недостаточно, чтобы личность развивалась.
Социальные факторы
I. Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека. Это очень сложное и многогранное понятие. Поэтому выделяют разные виды сред. На человека оказывают влияние:
1) географическая (природная) среда – климат, особенности места жительства, местная растительность, состояние воды, воздуха, особенности питания.
Так, раньше японцы питались только рыбой. В прошлом веке стали питаться мясом. Нация подросла сильно.
Были 2 брата-близнеца. Одного послали на тихоокеанский флот, другого – на прибалтийский флот, в Калининград. Прошло 3 года. Тот, который служит на Тихом океане, сильно поправился. Тот, который служил на Западе, вытянулся на 11 см, был стройным. Разница осталась.
2) социальная среда – это совокупность общественных общественных, материальных и духовных условий существования деятельности человека. Это принадлежность к тому или иному социальному слою, традиции народов, различные общественные институты, СМИ, бытовое окружение и пр.
Французы проводили исследование на детях до 1 года. Дети из более материально обеспеченных слоев развиваются быстрее. Это понятно. Мать не работает, уделяет больше внимания ребенку.
Традиции. В одной из департаментов Франции существовало поверье, что преступники рождаются в четверг. Посмотрели тюрьмы. Действительно, большинство преступников были рождено в четверг. Для этих детей просто неблагоприятная среда для развития. Так, если ребенка обзывать свиньей, он в конце концов захрюкает.
В Бразилии есть племена, которые ведут примитивный образ жизни. В 1,5 – 2 года своей жизни они обгоняют в своем развитии детей Европы. В племенах все 24 часа ребенок находится рядом с матерью. Разнообразная визуальная среда. У нас ребенок видит только кусочек неба из коляски. В Бразилии хорошая двигательная среда – ребенок может поползать. Энергетическая защита, благополучие.
Стоит ли ребенка сажать в коляску и общаться с подружкой, а не с ребенком? До года в период бодрствования ребенка нужно с ним общаться. Тогда он будет быстро прогрессировать в своем развитии.
В социальной среде можно выделить составляющую – микросреда, или домашняя среда. Это ближайшее окружение ребенка (родители, друзья, соседи). Какого влияние микросреды? Основные качества на 80 % закладываются до 4 лет, т.е. дома.
Помимо среды, на ребенка влияет еще и воспитание.
II. Воспитание – основной и ведущий фактор развития личности. Так считает отечественная педагогика.
Джон Локк: ребенок – чистый лист, на котором воспитание ставит свои письмена. Отрицалось влияние наследственности на развитие личности.
Противоположно.
Гитлер: теория наследственности Гальтона – все способности передаются по наследственности. Эта теория легла в основу национальной неполноценности.
Почему воспитание оказывает решающее влияние? Пример – воспитание слепо-глухонемых детей. Эти дети долго не живут – не доживают до подросткового возраста. Они остаются на животном уровне, если с ними не заниматься. Но: в Сергиевом Посаде – есть комплекс для таких детей. Сейчас называют таких детей – слепо-глухие дети, т.к. есть методики, которые учат таких детей говорить. Из них есть такие, которые заканчивают вузы, занимаются наукой. Например, Ольга Скороходова – она писала даже стихи. Сначала такие дети осваивают тактильный язык.
Говорить их учат по вибрации в горле, прикладывая руку к горлу.
Главное – не опускать руки с трудными детьми.
Каким образом воспитание влияет на развитие личности?
а) Т.к. оно целенаправленно, то оно м. корректировать действие наследственности. М.б. благоприятное воздействие, а м.б. и неблагоприятное. Например, с неустойчивой нервной системой человек может превратиться в невротика, а может стать актером или музыкантом. Или наследственность, связанная с физ. качествами. Суворов был в детстве болезненным, но стал военным, был очень вынослив и крепок.
б) Воспитанием может управлять влияние среды.
С помощью воспитания можно снижать отрицательное воздействие или усиливать положительные стороны среды. Так, в Москве хорошая среда для эстетического развития. Но если ребенка не возить в музеи, то эта среда останется без использования. А можно усилить эту среду, ездя с ребенком по музею.
Как сгладить негативное влияние среды? Нужно вырабатывать отношение. Если нельзя изменить среду, нужно изменить отношение ребенка к среде. Воспитанием можно изменить отношение к алкоголизму и прочему асоциальному поведению. Сложно устоять против этой среды. Нужно вырабатывать отношение с пеленок.
В интернате глухо-немых детей дети вдруг стали курить. Выяснилось, что приезжали студенты-дефектологи на практику, которые ассоциировались у детей с чем-то хорошим. Стали формировать отношение. Брали маленьких детей, показывали пьяного. Обращали внимание, как он плохо пахнет. Более 90 % так и не стали пить и курить.
Чтобы стать наркоманом: слабое развитие воли, неумение решать конфликты, т.к. наркомания – уход от действительности.
в) Воспитание обеспечивает развитие природных задатков. В результате воспитания они выявляются, создаются благоприятные условия для развития способностей и дарований. Это основная задача воспитания – помочь человеку реализоваться.
Несколько слов о взаимоотношении всех этих факторов.
1. Жизнь намного сложнее. Взаимоотношение факторов взаимосвязано, факторы не изолированы. Зачем педагогу выделять эти факторы? Представим ребенка с задержкой психического развития. Как его воспитывать? Задержка м.б. обусловлена наследственностью, или это ребенок пьющих родителей, социальной средой – неполная семья. Будем по-разному вести работу с этими детьми. Если социальная среда - это здоровый ребенок; с ним нужно провести работу, и он нагонит. Если наследственность – нужна методика специальная.
2. Нельзя представлять развитие личности как линейный процесс накопления количественных изменений. Развитие личности – процесс неравномерный и зачастую скачкообразный. Количество м. резко перейти в качество. М. быть даже элементы деградации – откаты назад.
3. Человеческая психика обладает компенсаторными возможностями. Благодаря воле можно обойти неблагоприятный генетический признак и добиться высот. Плохую образую память можно обойти хорошо развитым мышлением.
4. Но воспитание не всемогуще. Нужно задуматься о границах воспитательного воздействия, т.н. экологии воспитания. Если эти границы утеряны, воспитание наносит не пользу, а вред. Можно из левши сделать правшу? Переучивать нельзя.
Вообще, где эта граница, которую нельзя переступать? У нас КПД воспитания не очень высокое. Даже у взрослых людей, которые более 2 часов проводят за компьютером, у них замечаются признаки дистрофии (?), нарушается устная речь. Что тогда говорить о детях?
5. Как перечисленные факторы влияют на воспитание – много вопросов. Например, насколько генетически обусловлены социальные качества человека – доброта, депрессивность. На Западе этот вопрос решен положительно – выделяют геноагрессивность, генопреступность. Наша педагогика считает, что это комплекс социальных, генетических и воспитательный факторов. Повышенный уровень гормонов – можно направить в хорошее русло, сделать из такого человека десантника или пожарника.
Не до конца изучено соотношение в структуре личности духовного и биологического. Как объяснить, почему люди, которые попадают в неблагоприятную среду – концлагеря, возможность выжить у тех, кто обладает более высоким уровнем духовности.
Здесь очень много вопросов, которые еще не получили ответов.