Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Общие закономерности развития личности

Общие закономерности развития личности

 

1. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности.

2. Деятельность и общение как факторы развития личности.

 

Педагогика – это наука, которая занимание вопросами воспитания человека. В чем своеобразие личности? Так, 3-летнего ребенка можно назвать личностью иногда, а иногда взрослого не назовешь личностью. В мире нет двух совершенно одинаковых личностей.

 

Итак,

 

Необходимо различать:

 

Человек – это представитель рода homo sapiens, биологическое существо.

Личность – человек как носитель сознания. Это человек, который в результате общения, научился сравнивать себя с другими людьми, человек, который научился выделять себя из окружающего мира, человек, который обладает самосознанием.

 

Личности бывают разными: односторонне и многосторонне развитыми, гармонически развитыми, однобокоразвитые, агрессивные, альтруистические, высоконравственные, преступные и пр.

 

Какие факторы влияют на личность?

 

Чтобы разобраться с этими факторами, мы рассматриваем человека с 2 позиций. С одной стороны, человек – существо биологическое, с другой стороны, человек – существо социальное. Поэтому все факторы делятся на биологические и социальные.

 

Факторы развития личности: биологические – 1) наследственность; 2) социальные  факторы – а) среда; б) воспитания.

 

Наследственность

 

1) Наследственность – способность живых существ передавать последующим поколениям свои основные признаки. Механизм наследственности – гены. Поэтому этот фактор часто наз. генетическим.

 

А что наследует ребенок?

Наследственность делится на общечеловеческую и индивидуальную.

 

К общечеловеческой наследственности относят:

1) программы биологического развития человека, или задатки человека как представителя чел. рода - наследуется чел. организм, нервн. система, органы чувств, чел. мозг;

2) общие физические признаки – задатки прямохождения, строение руки – это специфическое орудие труда и орудие познания;

3) наследуется особенность речевого оборота как задатки речи;

4) безусловные рефлексы – сосательный, хватательный, сгибательный. На 12-ой неделе формируются эти рефлексы.

 

К индивидуальной наследственности относят:

1) пол;

2) группа крови;

3) расовые и национальные признаки;

4) физическая конституция;

5) наследственные заболевания – дальтонизм, диабет, гемофилия, левша-правша.

6) темперамент.

7) цвет глаз, волос.

8) задатки. На основе задатков развиваются общие и специальные способности. Например, абсолютный слух. На основе этого задатка могут развиться музыкальные способности, а могут и нет. Это зависит от среды развития этих способностей.

 

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

 

Задатки – природные предпосылки развития способностей. Например, ребенок может различать до 150 оттенков цветов, другие – только 30 цветов. Чтобы задатки развились, необходима соответствующая деятельность и среда. Среда и деятельность необходимы и для общечеловеческих способностей – прямохождение и речь. Подтверждение – дети-маугли. Этих детей невозможно научить передвигаться по-человечески, словарный запас бывает скуден – если, вообще, учится речи.

 

Сами люди ставили такие эксперименты. Передаются ли языки от родителей или нет? Заперли детей разных народов в отдельных комнатах. Речи не было. Было умственное отставание.

 

Таким образом, одного наследственного фактора недостаточно, чтобы личность развивалась.

 

Социальные факторы

 

I. Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека. Это очень сложное и многогранное понятие. Поэтому выделяют разные виды сред. На человека оказывают влияние:

 

1) географическая (природная) среда – климат, особенности места жительства, местная растительность, состояние воды, воздуха, особенности питания.

 

Так, раньше японцы питались только рыбой. В прошлом веке стали питаться мясом. Нация подросла сильно.

 

Были 2 брата-близнеца. Одного послали на тихоокеанский флот, другого – на прибалтийский флот, в Калининград. Прошло 3 года. Тот, который служит на Тихом океане, сильно поправился. Тот, который служил на Западе, вытянулся на 11 см, был стройным. Разница осталась.

 

2) социальная среда – это совокупность общественных общественных, материальных и духовных условий существования деятельности человека. Это принадлежность к тому или иному социальному слою, традиции народов, различные общественные институты, СМИ, бытовое окружение и пр.

 

Французы проводили исследование на детях до 1 года. Дети из более материально обеспеченных слоев развиваются быстрее. Это понятно. Мать не работает, уделяет больше внимания ребенку.

 

Традиции. В одной из департаментов Франции существовало поверье, что преступники рождаются в четверг. Посмотрели тюрьмы. Действительно, большинство преступников были рождено в четверг. Для этих детей просто неблагоприятная среда для развития. Так, если ребенка обзывать свиньей, он в конце концов захрюкает.

 

В Бразилии есть племена, которые ведут примитивный образ жизни. В 1,5 – 2 года своей жизни они обгоняют в своем развитии детей Европы. В племенах все 24 часа ребенок находится рядом с матерью. Разнообразная визуальная среда. У нас ребенок видит только кусочек неба из коляски. В Бразилии хорошая двигательная среда – ребенок может поползать. Энергетическая защита, благополучие.

 

Стоит ли ребенка сажать в коляску и общаться с подружкой, а не с ребенком? До года в период бодрствования ребенка нужно с ним общаться. Тогда он будет быстро прогрессировать в своем развитии.

 

В социальной среде можно выделить составляющую – микросреда, или домашняя среда. Это ближайшее окружение ребенка (родители, друзья, соседи). Какого влияние микросреды? Основные качества на 80 % закладываются до 4 лет, т.е. дома.

 

Помимо среды, на ребенка влияет еще и воспитание.

 

 

II. Воспитание – основной и ведущий фактор развития личности. Так считает отечественная педагогика.  

 

Джон Локк: ребенок – чистый лист, на котором воспитание ставит свои письмена. Отрицалось влияние наследственности на развитие личности.

 

Противоположно.

Гитлер: теория наследственности Гальтона – все способности передаются по наследственности. Эта теория легла в основу национальной неполноценности.

 

Почему воспитание оказывает решающее влияние? Пример – воспитание слепо-глухонемых детей. Эти дети долго не живут – не доживают до подросткового возраста. Они остаются на животном уровне, если с ними не заниматься. Но: в Сергиевом Посаде – есть комплекс для таких детей. Сейчас называют таких детей – слепо-глухие дети, т.к. есть методики, которые учат таких детей говорить. Из них есть такие, которые заканчивают вузы, занимаются наукой. Например, Ольга Скороходова – она писала даже стихи. Сначала такие дети осваивают тактильный язык.

 

Говорить их учат по вибрации в горле, прикладывая руку к горлу.

 

Главное – не опускать руки с трудными детьми.

 

Каким образом воспитание влияет на развитие личности?

а) Т.к. оно целенаправленно, то оно м. корректировать действие наследственности. М.б. благоприятное воздействие, а м.б. и неблагоприятное. Например, с неустойчивой нервной системой человек может превратиться в невротика, а может стать актером или музыкантом. Или наследственность, связанная с физ. качествами. Суворов был в детстве болезненным, но стал военным, был очень вынослив и крепок.

 

б) Воспитанием может управлять влияние среды.

С помощью воспитания можно снижать отрицательное воздействие или усиливать положительные стороны среды. Так, в Москве хорошая среда для эстетического развития. Но если ребенка не возить в музеи, то эта среда останется без использования. А можно усилить эту среду, ездя с ребенком по музею.  

 

Как сгладить негативное влияние среды? Нужно вырабатывать отношение. Если нельзя изменить среду, нужно изменить отношение ребенка к среде. Воспитанием можно изменить отношение к алкоголизму и прочему асоциальному поведению. Сложно устоять против этой среды. Нужно вырабатывать отношение с пеленок.

 

В интернате глухо-немых детей дети вдруг стали курить. Выяснилось, что приезжали студенты-дефектологи на практику, которые ассоциировались у детей с чем-то хорошим. Стали формировать отношение. Брали маленьких детей, показывали пьяного. Обращали внимание, как он плохо пахнет. Более 90 % так и не стали пить и курить.

 

Чтобы стать наркоманом: слабое развитие воли, неумение решать конфликты, т.к. наркомания – уход от действительности.

 

в) Воспитание обеспечивает развитие природных задатков. В результате воспитания они выявляются, создаются благоприятные условия для развития способностей и дарований. Это основная задача воспитания – помочь человеку реализоваться.  

 

 

Несколько слов о взаимоотношении всех этих факторов.

 

1. Жизнь намного сложнее. Взаимоотношение факторов взаимосвязано, факторы не изолированы. Зачем педагогу выделять эти факторы? Представим ребенка с задержкой психического развития. Как его воспитывать? Задержка м.б. обусловлена наследственностью, или это ребенок пьющих родителей, социальной средой – неполная семья. Будем по-разному вести работу с этими детьми. Если социальная среда - это здоровый ребенок; с ним нужно провести работу, и он нагонит. Если наследственность – нужна методика специальная.

 

2. Нельзя представлять развитие личности как линейный процесс накопления количественных изменений. Развитие личности – процесс неравномерный и зачастую скачкообразный. Количество м. резко перейти в качество. М. быть даже элементы деградации – откаты назад.

 

3. Человеческая психика обладает компенсаторными возможностями. Благодаря воле можно обойти неблагоприятный генетический признак и добиться высот. Плохую образую память можно обойти хорошо развитым мышлением.

 

4. Но воспитание не всемогуще. Нужно задуматься о границах воспитательного воздействия, т.н. экологии воспитания. Если эти границы утеряны, воспитание наносит не пользу, а вред. Можно из левши сделать правшу? Переучивать нельзя.

 

Вообще, где эта граница, которую нельзя переступать? У нас КПД воспитания не очень высокое. Даже у взрослых людей, которые более 2 часов проводят за компьютером, у них замечаются признаки дистрофии (?), нарушается устная речь. Что тогда говорить о детях?

 

5. Как перечисленные факторы влияют на воспитание – много вопросов. Например, насколько генетически обусловлены социальные качества человека – доброта, депрессивность. На Западе этот вопрос решен положительно – выделяют геноагрессивность, генопреступность. Наша педагогика считает, что это комплекс социальных, генетических и воспитательный факторов. Повышенный уровень гормонов – можно направить в хорошее русло, сделать из такого человека десантника или пожарника.

 

Не до конца изучено соотношение в структуре личности духовного и биологического. Как объяснить, почему люди, которые попадают в неблагоприятную среду – концлагеря, возможность выжить у тех, кто обладает более высоким уровнем духовности.

 

Здесь очень много вопросов, которые еще не получили ответов. 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.