Ошибки педагогов
- Обсуждение с родителями ребенка других детей.
- При беседе педагог не может найти верный тон разговора. Здесь особое внимание следует обратить на следующие моменты:
■ никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка - отметьте сначала положительные факты его жизни;
■ замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
■ если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
■ желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
■ надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
■ щадите самолюбие родителей;
■ не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Необходимо знать этапы установления контакта с родителями.
1 этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.
2 этап - трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. Например, особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности.
3 этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Этот этап третей, а не первый. Только после первых двух этапов у родителей возникает потребность поделиться с воспитателями сведениями о проявлении индивидуальности ребенка дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Позиция воспитателя должна быть здесь не судейская, а партнерская. Только тогда возможен переход к четвертому этапу.
4 этап - совместное исследование личности ребенка и формирование личности ребенка. Результатом такого общения должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка.
При соблюдении этапов общения с родителями надо учитывать типы семей.
тип первый - «Наседки». Папы и особенно мамы выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы, проверяя, благополучно ли разогрет суп. Они беспокоятся о каждой мелочи и привносят в жизнь ребенка суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети. Как с этим «бороться»? «Рецепт» один: развивать в ребенке самостоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.
тип второй - «Экспериментаторы». В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь на довод - «Я в твои годы...» Такие родители взваливают на плечи ребенка непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными, чём самостоятельными.
«Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.
тип третий - «Мечтатели». Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию.
Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребенка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.
тип четвертый - «Неудачники». У таких родителей стойкая ностальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах.
Такие родители чувствуют себя неудачниками, неспособными обеспечить семью. Они опасаются, что дети их будут стесняться. Необходимо убедить родителей, что дети их любят, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают, Главное, что они - родители своих детей, и никто не сможет заменить им их.
тип пятый - «Преуспевающие». Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих родителей, занятых бизнесом, уверенно добивающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка.
Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделенными. Таким родителям надо дать понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами.
3. Нельзя осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих на собрании.
4. Нельзя сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
5. Нельзя давать негативную оценку всему классу.
6. Нельзя переоценивать значение отдельных предметов.
7. Нельзя избирать для общения назидательный тон.